Мадаминова Гульнара
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Как лиса птицам помогала»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение детей пересказыванию небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу.
Задачи: Продолжать закреплять знания по теме «Зимующие птицы». Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку с опорой на мнемотаблицу. Развивать логическое мышление, память. Развивать общую моторику (координировать речь с движением) .Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Материал. Картинки с изображением птиц, кукла снежинка, мнемотаблица.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, Пересказ сказки „Как лиса птицам помогала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке, чтение рассказов и сказок о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, загадывание загадок, разучивание пальчиковой, малоподвижной игры,
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас радостный день, потому, что у нас в группе поселилась радость
Радость побежала по дорожке
Радость распахнула все окошки
Радость разбудила всех детей
Радость пригласила к нам гостей
Ребята, посмотрите, как много гостей пришли к нам в группу! Давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся им. А теперь послушайте пожалуйста, что я хочу вам рассказать. Я прихожу рано утром в детский сад. Первым делом, придя на работу, я открываю форточку, проветриваю нашу группу. И вот сегодня, все было как обычно, открыла форточку. В воздухе медленно кружились снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. А потом случилось чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Мы с принцессой побеседовали и она мне сказала, что прилетела к нам в группу не просто так, а прилетела, чтобы сказку вам рассказать. Снежинка везде летает, много видела, много знает. Только у сказки название какое-то странное. Сказка называется «Как лиса птицам помогала». Даже не верится, что такое может быть. Обычно лиса в сказках какая? (хитрая,жадная, не очень то хорошо поступает с другими героями сказок). Вы бы хотели послушать эту сказку. (да)
Только перед тем, как рассказать сказку, принцесса Снежинка хочет поиграть с вами. Ну, что согласны поиграть с принцессой Снежинкой. Итак, игра называется «Отгадай загадку». А загадки будут про…. А впрочем догадайтесь сами.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит-плохи дела
А кого паук боится
Угадали? Это (птица)
Воспитатель: Значит загадки снежинки будут про ….
Дети. Про птиц.
В:Слушайте внимательно. Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Окраской – черноватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (Ворона.)
Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел.)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)
Всю ночь летает-мышей добывает, а станет светло спать летит в дупло. (сова)
Что это за птица мороза не боится,Хоть снег лежит везде, у нее птенцы в гнезде? клест
Выставляются картинки-отгадки.
В: Молодцы, ребята, сколько интересных загадок о птицах вы знаете. Как можно назвать одним словом этих птиц? (зимующие).
В: Ну, давайте, играть дальше.
Одна игра кончается, другая – начинается.
Снежинка предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот»
В: Скажу я слово высоко,
А ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – близко.
Игру продолжай
Слова наоборот называй:
Ворона большая, а синица… (маленькая)
У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)
Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны… (толстый)
Сова спит днем, а охотится… (ночью)
Потрудились мы друзья, Отдохнуть пришла пора.
Физминутка
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
Нас на ветке ворон ждёт. (Дети выполняют движения.)
Воробей по веткам прыгал
Приглашая нас к себе. (Прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух сразу.)
Руки вниз, на пояс вверх,
Улетаем мы от всех. (Машем руками.)
Полетим скорее на место.
Там послушаем мы сказку
В: Давайте присядем, пришло время сказку принцессы послушать. Сказка называется «Как лиса птицам помогала». Слушайте внимательно.
Увидела лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. Решили звери помогать птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Понравилась вам сказка? Расскажите, какая лиса в этой сказке? Что можно сказать о ее поступке (лиса поступила хорошо). почему она поступила хорошо? (потому что скучно без птичьего пения в лесу. А какой лес без птичьего пения.
В: Ребята, как вы поняли слово «Притащила»? (принесла).
Что значит Суровая? Как сказать это другими словами?
Дети: (холодная, невыносимая, трудная, тяжёлая).
В: Скучно. Как можно сказать по другому?
Д: Тоскливо, горестно, невесело, неинтересно, безрадостно
Вопросы по сказке:
1)Что увидела лиса на рябине (красные ягоды)
2) Что лиса сделала с ягодами (бусы)
3) Какая выдалась зима (суровая,
4) Что случилось с птицами? Стали птицы голодать в лесу даже петь перестали.
5) Кто решил помочь птицам (звери)
6) Что принесла мышка? (Зерна)
7) Что принесла белка? (Орехи)
8) Как вы думаете, почему лисе было жалко расставаться с бусами? Красивые были
9) Почему лиса отдала рябиновые бусы? Скучно в лесу без пения птиц.
В: Ребята, давайте попробуем рассказать сказку с помощью мнемотаблицы. С такими таблицами вы уже знакомы. Внимательно посмотрите на картинки в таблице и скажите, подходит ли она к нашей сказке? Можно ли при помощи этой таблицы рассказать сказку «Как лиса птицам помогала»? Может каких-то картинок не хватает? (рассказы 5-7 детей).
В. Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.
Снежинка предлагает поиграть в игру «Птички на ветках».
Игра «Птички на ветках»
В: Дети посмотрите на это дерево. На верхнюю его ветку мы посадим птицу, в названии которых есть только один слог, на среднюю ветку – птицу, в названии которой есть два слога, на нижнюю – мы посадим птицу, в названии которой есть три слога (слова: клест, сова, сорока).
В: Что это за птица?
Д: Клест (сова, сорока).
В: Давайте прохлопаем слово клест. : Сколько раз мы хлопнули (Один):
Значит, сколько слогов в слове клест?
Давайте прохлопаем слово Сова. : Сколько раз мы хлопнули (два). Сколько слогов в слове сова?
Давайте прохлопаем слово Сорока. : Сколько раз мы хлопнули (три). Сколько слогов в слове сорока?
В: На какую веточку мы посадим эту птичку?
Д: Эту птичку мы посадим на верхнюю (среднюю, нижнюю) веточку.
В: Молодцы, с этим заданием тоже справились.
Итог: Снежинке очень понравилось с вами играть, но к сожалению ей пора улетать.
Ведь она может растаять, так как в группе у нас жарко. Перед тем как с вами попрощаться, ей хотелось бы узнать, понравилась ли вам играть с ней. Что понравилось? В какие игры мы играли? Кто запомнил название сказки?
Снежинка просит вас не забывать кормить птиц зимой и дарит вам раскраски с птицами и Снежинку. А сейчас давайте скажем досвидание нашим гостям и принцессе Снежинке.