Галина Синютина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи, уровень овладения звуковой культурой речи, уровень развития фонематического слуха и звукопроизношения.
Задачи.
Образовательные:
- активизировать речь детей;
- обогащать словарный запас;
- упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы;
- составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
- выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Что за прелесть эти сказки!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать интонационную выразительность при декламации стихов;
- развивать образность речи;
- развивать активность, внимание, умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина;
- воспитывать понимание красоты художественного слова;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к речевой деятельности малоактивных детей.
Активизация словаря: богатырь, корыто, лавка, терем, изба.
Обогащение словаря: невод, воевода, очи, корабельщики, землянка.
Предварительная работа:
- чтение сказок А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке»;
- отгадывание загадок по теме;
- заучивание наизусть отрывков из сказок;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- Д/и «Скажи наоборот», «Один – много», «Поймай звук», «Подскажи словечко», «Объясни, почему».
Оборудование и материалы:
- демонстрационный: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, книги;
- клубок;
- музыкальное сопровождение;
- куклы старичок и старушка;
- сигнальные карточки;
- предметные картинки;
- ширма.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный мир сказок. Как вы думаете, на каких волшебных предметах можно путешествовать по сказкам? (На метле, верхом на Змее Горыныче, на Коньке Горбунке, в ступе Бабы яги, и т. д.) Давайте устроимся по удобнее, закроем глаза и представим, что мы отправляемся в сказочный мир. А поможет нам в нашем путешествии подсказка.
«У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит».
Кому принадлежат эти строки? (их написал поэт Александр Сергеевич Пушкин). Правильно, Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Он был очень талантлив, написал много поэм, романов в стихах, сказок. Посмотрите, поэзия Пушкина собрана в этих книгах (показывает на полки с книгами со стихами и сказками поэта). Пушкин жил давно. Но его сказки сегодня знают все – и взрослые, и дети. И вы их тоже знаете. Сейчас мы с вами вместе их вспомним. Но сначала я хочу прочитать вам несколько строк из стихотворенья «Зимнее утро», которое мне очень нравится.
«Мороз и солнце – день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный
– пора, красавица, проснись».
В этом стихотворении поэт как бы к нам обращается. Дети, а вы заметили, как я прочитала первую строчку стихотворения: «Мороз и солнце – день чудесный»? (с радостью, с восторгом, с улыбкой). А теперь вы попробуйте прочитать эту строчку с восклицанием (трое детей по очереди выполняют задание). А сейчас прочитайте эту же строчку с вопросительной интонацией (дети выполняют). Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (кораблик). Какие строчки Пушкина приходят вам на память? («Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».) Кто знает, из какой сказки Пушкина эти строки? («Сказка о царе Салтане»). Молодцы! Как бы эти строчки прочитал комар? («тоненько, звонко»; дети выполняют). А как бы их прочитал кот учёный? («медленно, нараспев, протяжно»; дети выполняют). Правильно, в голосе кота слышится плавное мурлыканье. А как бы прочитал эти строчки дядька Черномор? («громко, сердито, неторопливо»; дети произносят).
«Бедненький бес под кобылу подлез, понатужился, понапружился, приподнял кобылу, два шага шагнул, не третьем упал, ножки протянул». Из какой сказки я прочитала отрывок? («Сказка о попе и работнике его балде»). Правильно. Пушкин очень любил сказки. В детстве ему рассказывала их его няня Арина Родионовна. Когда Александр вырос и стал поэтом, эта любовь к сказкам не прошла, а стала ещё сильнее. Писал он свои сказки в стихах. Поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!».
В каждой сказке есть зачин. Например, «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». А как начинаются сказки Пушкина? (дети с помощью воспитателя вспоминают начало сказок).
Воспитатель. Ребята, в русских народных сказках есть повторы. Например, в сказке «Сивка-бурка» три брата ходили стеречь пшеницу: в первую - старший, во вторую – средний, в третью – младший. А в сказках Пушкина есть повторы? (В «Сказке о рыбаке и рыбке» старик три раза закидывал невод. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон три раза превращался: в комара, в муху, в шмеля).
Сказка она оттого и сказка, что в ней есть волшебство и чудесные превращения. Какие чудеса есть в сказках Пушкина? (дети вместе с воспитателем вспоминают волшебные моменты в сказках.
Композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Послушайте пьесу из оперы и скажите, как вам кажется, о чём эта музыка? Какое чудо в ней скрыто? (звучит «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова. Дети слушают, затем высказываются. А пьеса называется «Полёт шмеля».
А разве не чудо, что на пустом острове вырастает красивый город за одну ночь? (картинка)
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой».
А сейчас прозвучит пьеса «Белка», а мы с вами будем слушать и выполнять упражнения (пальчиковая гимнастика «Белочка»).
Давайте вспомним (на картинке из «Сказки о рыбаке и рыбке», как менялось море на протяжении всей сказки? Покажем это руками и голосом.
«Море слегка разыгралось (дети плавно покачивают руками и произносят негромко: «ш-ш-ш.»).
Помутилося синее море (сильнее покачивают руками).
Почернело синее море (энергичное круговое движение руками и громкое «ш-ш-ш»).
На море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так воем и воют» (дети ещё энергичнее размахивают руками и изображают голосом шум волн).
Воспитатель. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Один – много». А поможет нам в этом волшебный клубочек. Дети передают друг другу клубок, называя слова во множественном числе.
Словарь: богатырь, бочка, петушок, конь, дуб, город, море, белка, лебедь, корыто, рыбка, комар, муха, шмель, корабль, стрела, царь, зеркало, собака, яблоко, лес, орешек, берег.
Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что в сказках часто используются слова, которые сейчас мы не употребляем. Объясните, как вы понимаете, что такое невод, воевода, очи, корабельщики, диво.
– Придумайте предложения с каждым из этих слов.
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Книга, ребята это настоящее чудо. Но для того чтобы она открыла нам свои секреты, надо уметь её читать. Мы пока с вами только знакомимся со звуками. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше назовёт слов».
Воспитатель показывает предметную картинку и даёт задание придумать как можно больше слов на первый, последний или находящийся в середине звук в данном слове
Итоговая часть.
Наше путешествие подошло к концу. Давайте закроем глаза, и в обратный путь нас перенесёт волшебная мелодия. Сказки А. С. Пушкина красивы и волшебны. Они учат нас быть добрыми, смелыми, честными, щедрыми. Мы гордимся тем, что он наш родной великий русский поэт.
Давайте ещё раз перечислим, какие сказки мы знаем. А какая сказка больше понравилась и почему? (ответы детей).