Валентина Радостева
Консультация «Что за прелесть эти сказки»
Радостева В. К.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
В. А. Сухомлинский
Сказка - один из самых популярных видов эпического творчества. На протяжении многих веков сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение, поражая и привлекая внимание слушателей поэтичностью фантастического мира, живущего по своим сказочным законам. Еще с глубокой древности, в процессе своего развития сказка теряла одни черты и приобретала другие, включала в себя новые мотивы и образы. Но всегда в них оставались народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости, сохранялся менталитет народов, народная мудрость, традиции. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказывается коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это все и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением у всех народов.
Публикация «Консультация „Что за прелесть эти сказки“» размещена в разделах
Главная функция сказки - это рассказать и/или показать человеческий мир и отношения в нём с хорошей или плохой стороны. Сказки бывают разные : волшебные, о животных, бытовые, страшилки и пр. Но отличительная особенность всех сказок - то, что в конце добро всегда побеждает зло!
Таким образом, можно сказать, что сказка не только воспитывает в ребенке моральные ценности, правильное мировоззрение, учит его позиционировать себя в окружающем мире, то есть показывает его место в мире и как он должен с ним взаимодействовать, но и дает массу положительных эмоций, что защищает его от стрессов и дает возможность более рационально развиваться.
Кроме воспитательной функции, сказка имеет :
1. Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
2. Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
3. Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:
1. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности.
2. Организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок
Драматизация сценки «Котята-поварята»
3. Широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях.
4. Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова.
5. Включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники
6. Использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала
Фланелеграф. Сказка «Репка» для детей младшей группы
7. Организация совместной творческой деятельности родителей на примере сказочных образов.
Выставка творческих работ родителей по сказкам
Драматизация сказок для родителей