Скороходова Марина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Зима ". Цель:Активизировать словарь на тему " Зима", продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью. Задачи: - обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; - учить отвечать на вопросы полным предложением; - тренировать в образовании существительных с уменьшительными суффиксами; - развивать умение понимать смысл образных выражений (ветер - воет, метель - метёт и т. д) ;продолжать знакомить детей с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса, белка, ёж). Предварительная работа: наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулексосулек; беседа о диких животных;рассматривание картинок. Материал: иллюстрации зимнего пейзажа, картинки диких животных, мячик для игры. Ход занятия : Воспитатель:Кто раскрасил белой краской, все дороги и дома? Словно мы попали в сказку? Это к нам пришла зима! Молодцы. Кто скажет какое у нас сейчас время года? Дети:(Зима). (Воспитатель бращает внимание на котёнка, который дрожит). Воспитатель: Что случилось? Котё нок: Меня зовут Мурзик. Я сегодня на улице очень замёрз. С неба падают белые хлопья. Как хорошо было летом! Тепло, лежишь на солнышке, греешься. Воспитатель:Котёнок маленький. Он первый раз увидел снег и не знает, что такое зима. Давайте расскажем Мурзику о зиме. Дети: (Да). Воспитатель:Представьте себе, что вы деревья в лесу. Подул сильный, холодный, ледяной северный ветер. Деревья закачались, затряслись веточки на них:ш-ш-ш-ш (дети поднимают руки вверх, касаются и громко произносят : ш-ш-ш-ш). Ветер затихает: ш-ш-ш-ш ( дети повторяют тихо: ш-ш-ш-ш). Воспитатель: А сейчас давайте поиграем я буду каждому из вас задавать вопросы кидать мячик а вы отвечать и кидать мячик назад. Зима какая? (Холодная, снежная, морозная и т. д) Снег зимой какой? (Холодный, лёгкий, липкий и т. д) Снежинки какие? (Маленькие, белые, воздушные и т. д) Небо зимой какое? (Серое, хмурое и т. д) Солнце зимой какое? (Совсем не греет) Сугробы зимой какие? (Большие, снежные, белые и т. д) Ветер зимой какой? (Холодный, ледяной и т. д). Молодцы ребята всё знаете. А сейчас послушайте внимательно. Сосать сосульку - вот беда. Нам строго воспрещается. Но почему она тогда Сосулькой называется? Почему сосульку называют сосулькой? Дети: (ответ детей). Воспитатель: Она похожа на сахарный леденец, который раньше назывался сосулькой. Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода). Почему нельзя сосать сосульку? Дети: (ответ детей). Воспитатель: Вот видишь, Мурзик, сколько мы тебе сегодня рассказали о зиме. Снега не надо бояться, а чтобы не замёрзнуть, нужно одеваться теплее. Физ минутка:Что то- стало холодать (двумя руками обнимаем себя и дергаем плечами). Нужно шапку надевать (показываем руками что одеваем шапку). И на обе наши ножки, обуть тёплые сапожки (показываем руками одеваем сапоги). Шубку, варежки надели (показываем одели варежки). И бежим гулять скорее (топаем ножками быстро, быстро). Воспитатель: Молодцы. Садимся на стульчики. А как вы догадались, что сейчас на улице зима? Дети:(на улице снег, мороз и т. д). Воспитатель: Зима-это одно из красивых времён года. Какая же она зима? (Холодная, пушистая, белая, колючая, морозная, снежная и т. д) Мурзик: Спасибо ребята! Теперь я многое понял, но от холода совсем забыл как зовут детёнышей моих друзей-зверей. Помогите мне пожалуйста вспомнить. Воспитатель: Поможем ребята? Дети:(Да). Воспитатель:Я буду называть животного а вы по очереди его детёныша. У медведя - медвежонок - медвежата. У волка - волчонок - волчата. У лисы - лисёнок- лисята. У белки - бельчонок - бельчата. У зайца - зайчонок - зайчата. У ежа - ежонок - ежата. Мурзик: Молодцы, я всё вспомнил. Спасибо. Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки а вы попробуйте их отгадать. Загадки: 1. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц). 2. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк). 3. Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). 4. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса, а зовут её (Лиса). 5. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе, орешки я грызу. (Белка). 6. Шубка - иголки, свернется он колкий, рукой не возьмёшь, кто это? (Ёж). Воспитатель: Посмотрите, сколько животных мы с вами отгадали. Ребята, а вы знаете, кто из этих животных зимой спит? Дети: (Ответ детей). Воспитатель: Зимой спят из всех этих животных медведь и ёжик. Медведь всегда спит зимой и сосёт лапу. В лапе у медведя очень много содержится полезных витаминов. А ёжик строит себе норку из листьев, веток, из сухой травы, чтобы зимой не замёрзнуть и спит в ней всю зиму вот так. Мурзик: Спасибо ребята мне с вами было очень интересно, но мне пора идти.