Юлия Трубникова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зима. Помощь медвежонку»
▼ Скачать + Заказать документы
Специально организованная совместная образовательная деятельность взрослого и детей
Тема образовательной деятельности: «Помощь медвежонку».
Доминирующая образовательная область: Речевое развитие
Виды деятельности детей:
-игровая (Приветствие, встреча с героями, помощь им, игровое упражнение)
-коммуникативная (Психологический настрой и рефлексия)
-двигательная (Подвижная игра «А на улице мороз»)
-познание (Добывание нового)
Методы и приемы реализации содержания занятия :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Зима, Помощь медвежонку“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, пример.
Методы организации общения, поведения: приучение, просьба, упражнение.
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность – ИКТ, предметные картинки; проблемная ситуация- стимул к рассуждению; игровая ситуация; ситуация успеха.
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности:
-словесные (при создании игровой мотивации)
-наглядные (использовались на протяжении всего занятия в моментах рассмотрения иллюстрации)
-практические (моделирование ситуаций)
-метод контроля и стимулирования (похвала, одобрение)
Приемы:1. Организационный момент перед занятием.
2. Игровой - использование сюрпризных моментов.
3. Словесный – вопросы, индивидуальные ответы, проговаривание, напоминание, поощрение, рефлексия.
4. Наглядные – показ иллюстраций.
5. Моделирование- создание сказочных ситуаций
6. Поощрение.
7. Рефлексия.
8. ИКТ
Интеграция образовательных областей:
-познавательное – ознакомление с новым материалом.
-речевое развитие – проговаривание слов и полных ответов
- коммуникативное развитие : приветствие, взаимодействие друг с другом и воспитателем.
- физическое развитие : координация движений, двигательная активность.
Возрастная группа : средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений, отражающий содержание картины. Задачи:
1. продолжать активизировать словарь детей по теме «Зима» (мороз, холод, метель, гололед, оттепель); Закреплять умение использовать прилагательные.
Учить анализировать увиденное, и выражать с помощью речи.
-Закрепить знания о признаках зимы и зимних месяцах.
2. Развивать внимание, наблюдательность. Развивать диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитывать желание оказывать помощь другим.
Планируемые результаты:
1. Знают признаки зимы и могут составить рассказ.
2. Могут описать картинку и восстановить последовательность сюжета.
3. Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Возможные затруднения и способы их преодоления:
1. Затруднение: Сложно составить рассказ по картинке, дают односложные ответы.
2. Способы преодоления: проговаривание полных ответов, умение задавать наводящие вопросы.
Оборудование: ИКТ, Магнитная доска, схема признаки зимы, звукозапись, сюжетные картинки, конверт.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии и режимные моменты : наблюдение на прогулке за изменениями в природе, изучение зимних особенностей, рассматривание снега, рассматривание схем.
ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте поздороваемся, чтобы оно стало еще лучше.
«Здравствуйте ладошки»
Проговаривание с детьми чисто говорки.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Приветствие, эмоциональный настрой.
Музыкальное приветствие
В кругу.
1.2 Мотивация деятельности детей Раздается звонок телефона. Что такое? Нам кто- то звонит. Внимание на экран.
( На экране заставка: медвежонок, голос из колонки говорит.)
«Здравствуйте, ребята, вы знаете, что когда наступает поздняя осень, становится холодно, все медведи впадают в спячку до весны. Но вчера я неожиданно проснулся и решил выглянуть из берлоги. Я испугался. Я не узнал свой лес. Все вокруг было белым – бело, а на поляне стоял кто-то большой и круглый. Я решил быстро сделать фотографию и выслать ее вам. Может, вы сможете мне объяснить, что произошло в природе? Вы ведь много знаете.»
- Ну что, Ребята, хотите помочь Мишке, понять, что произошло в природе? Звонок телефона
Экран
Медведь.
1.3 Целеполагание детское - А вы догадались, о каком времени года идет речь? Тогда давайте объясним медвежонку, что такое зима и какие изменения происходят в природе зимой.
1.4 Актуализация ранее приобретенных знаний. -Присаживайтесь на стульчики. Я вас попрошу давать полные ответы, иначе Мишка вас может не понять. - Ребята, а вам нравится зима? А чем она вам нравится? Зима – это одно из красивых времен года! А самое необычное и красивое – это когда идет снег. Когда много пушистых снежинок укрывают землю белым ковром. Сегодня Зима передала мне эту красивую снежинку, хотите будем передавать снежинку и говорить : «Какая же она, зима?» (Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая, ветреная, морозная, суровая, долгая, красивая, промозглая, студеная, веселая.)
Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.
- А хотите, мы вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, т. е. назовем признаки зимы. А Мишка послушает, внимание на экран.
- Поможет нам в этом схема – подсказка. - когда наступает зима? (после осени) - как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет) - какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег) - какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают) - что зимой происходит с реками? (покрываются льдом) - как зимой одеты люди? (тепло) - как ведут себя птицы, животные зимой? - какие вы знаете зимние забавы детей?
Молодцы! Устали, хотите отдохнуть?
Физкультминутка:
Вот на улице мороз!
Ну-ка, все потрите нос.
Ни к чему нам бить баклуши.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали,
По плечам похлопали,
Ножками затопали!
Присаживаются на стулья
снежинка
Слайды с признаками зимы.
II. Основная часть:
2.1 Добывание (сообщение и приятие) нового знания - Отдохнули? А вот и почта пришла. А вот и конверт с письмом. Хотите откроем его? И расскажем медвежонку, что он увидел. (Вешаем картину на доску). (На картине мальчик лепит снеговика, рядом ведерко и лопатка).
-Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? (снег, мальчик тепло одет и т. д.).
- Кто нарисован на этой картине? - Давайте придумаем мальчику имя (Ваня).
-Где гуляет Ваня?
- Что он делает?
- Посмотрите на снег, и подумайте, какой он (белый, мягкий, холодный, пушистый?
- Нужно еще раз рассмотреть картину внимательно и рассказать про Ваню, что он делает, где гуляет.
-Я начну, будьте внимательны, на экране будут появляться картинки – подсказки.
«В холодный, морозный зимний день Ваня вышел гулять на улицу. Он тепло оделся, надел шапку, варежки, шарф, теплые штанишки и куртку, валенки. Взял с собой ведерко и лопатку и решил слепить снеговика. На улице холодно, но Ваня мороза не боится.»
-А теперь попробуйте рассказать про Ваню без моей помощи (заслушиваем несколько рассказов детей).
рассказ
2.2 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания - Ребята, как вы думаете, Мишка понял, что такое зима? Хотите, отправим медведю наш рассказ в картинках? Но что это, все картинки перепутались. Разделимся на две команды. Вы сможете их последовательно разложить? Как вы думаете, что было сначала?
- А теперь давайте поменяемся и проверим друг другу.
Работа с картинками
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Я думаю, что теперь Мишка может спать спокойно, ведь он знает, что такое зима.
-Давайте подведем итог нашего занятия, перед вами грустная и веселая снежинка, если вам понравилось занятие, прикрепите веселую снежинку, а если нет, то грустную. - Я начну, мне занятие понравилось…
- А что вам понравилось?
-А что было сложным? Снежинки