Гузева Светлана Дмитриевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему
«Путешествие в страну сказок».
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок, придумывания новой сказки, умение передавать эмоциональное состояние героев. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Темочки:
Развивающие : Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, конверты для моделирования, конверты с загадками, письмо.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия;
дидактические игры; стихи руками; мимическое упражнение (психологические этюды).
Ход занятия:
Дети заходят в зал и становятся в круг.
Давайте поприветствуем всех.
Доброе утро птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели,
Солнце встает и идет по делам,
Доброе утро всем нам и гостям!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое чудеса? (ответы детей).
Правильно, чудеса это волшебство, загадочность.
Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
Сл. игра «Сказка, какая?»
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
-Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.
- А почему же сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек, т. е автор).
Чему нас учат сказки?
-Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.
Воспитатель. Ребята, помните, мы недавно были с вами иллюстраторами, рисовали картинки к сказке «Заячья избушка» и создали вот такую красивую, красочную книжку. (открываю книгу)
-Посмотрите, все страницы исчезли! Очень жаль, мы так старались!
-Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Куда вам придется отправиться и выполнить все мои задания, чтобы получить свою книгу
-Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить.
Ребята, вы готовы выполнить все задания Бабы-Яги?
-Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : (воспитатель наматывает нитку на клубок, а дети называют сказки)
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. ( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
1 задание Здесь для нас задание от Бабы Яги. Вам нужно рассказать о животных с помощью схем - картинок.
(На картинке три героя. С помощью схемы нужно рассказать о каждом из них)
Работа по картинкам сказки Заюшкина избушка (описание животных)
2 задание.
Воспитатель: Клубочек, дружок, укажи нам дальше дорогу! (Клубок приводит детей к столу, Посмотрите, во что Баба- Яга превратила ваших любимых героев? Нужно расколдовать, узнать героев, из какой они сказки
(Моделирование сказок. Три сказки. Нужно узнать сказку и назвать героев)
3 задание
Воспитатель: Интересно, какое же будет следующее задание. Клубочек, подскажи!
(подходим к столу или к экрану)
Попробуйте узнать сказку и рассказать, что происходит в этой сказке?
(Работа с мнемотаблицей. Дети по очереди с помощью таблицы пересказывают сказку)
Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! (физминутка)
Ребята, а теперь давайте попробуем передать образы героей этой сказки
Миниитюд или обыгрывание возле домика
Несколько эпизодов. 1. как лиса просилась к зайчику переночевать и выгнала его
2. показать, как было грустно зайке
3. диалог с петушком. Петушок выгоняет лису.
Воспитатель: Ребята, а вы что знаете про Бабу Ягу?
«Бабушка Яга» Стихи руками
В темном лесе есть избушка (руки над головой в виде крыши)
Стоит задом наперед (повороты головы в одну, в другую сторону)
В той избушке есть старушка (грозят пальцами обеих рук)
Бабушка Яга живет (руками обхватывают голову и качают ей из стороны в сторону)
Нос крючком, (имитируют нос)
Глаза большие (кулачки в виде бинокля)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (покачивают головой из стороны в сторону)
Дыбом волосы стоят. (руки тянут вверх)
4 задание Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам). Ну, а здесь, ребята самое сложное задание!
Нам нужно с помощью этих картинок придумать и рассказать свою сказку
С каких слов обычно начинаются русские народные сказки?
В сказке есть обязательно отрицательный герой. Но добро всегда побеждает зло.
- А какими словами заканчиваются?
-Обратить внимание детей на то, что в сказке есть начало, середина и конец сказки. Дети берут картинки. По очереди озвучивают сюжет со своим персонажем.
Далее дети придумывают развитие сюжета, а воспитатель выкладывает картинки в определенной последовательности по сюжету новой сказки
Воспитатель, А теперь Ксюша расскажет сказку, которая у нас получилась
(ребенок рассказывает сказку)
Хорошая сказка у нас получилась.
Давайте мы ее запомним и придумаем ей название
Как мы назовем нашу сказку?
- Молодцы, ребята. Все задания выполнили!
О ком была наша сказка? Чему она нас учит?
Что вам понравилось больше всего?
Ой, ребята, посмотрите, а ларец, сундучок то наш приоткрылся.
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Да здесь наша книга появилась!
Сдержала свое слово Баба Яга, да еще подарок передала за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам.
(Достаю альбом, фломастеры, карандаши. Как вы думаете, для чего такой подарок?
Ответы детей.)
А нам пора попрощаться с нашими гостями и отправиться в нашу группу.
В следующий раз мы поиграем в художников-иллюстраторов и нарисуем рисунки к нашей сказке.