Марина Михалева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Солнышко»
на тему: «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек, песенок и загадок».
Задачи:
– Уточнить и закрепить представление о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц;
– Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Малые фольклорные формы, Придумывание потешек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: книги «Потешки, песенки, загадки», детские игрушки, кукла в русском народном костюме, игрушка лошадка, игрушка Петрушка, шапка с бубенцами, музыка к песне «Как на тоненький ледок», проектор, иллюстрации к потешкам, песенкам, загадкам, пословицам.
Ход занятия:
Воспитатель: – Дети, как называется дом из бревен?
Дети: – Русская изба.
Воспитатель: – Кто жил раньше в ней?
Дети: – Простые русские люди.
Воспитатель:
– Давным-давно простые русские люди, не умевшие ни читать, ни писать, сочиняли песни, сказки, потешки, слогали пословицы и придумывали загадки. Передавали их от родителей своим детям. Так они и дошли до нас. А мы их называем – ФОЛЬКЛОР.
– Мамы пели КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, убаюкивая своих малышей.
Девочка 1 исполняет колыбельную песню для своей куклы:
Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю:
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все на лавочке сидят,
Кашу масляну едят,
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется, рот смеется,
Душа радуется!
– А теперь давайте попробуем сами сочинить колыбельную песенку! Обращайте внимание на смысл слов, предложенных мной и картинки. Я начинаю, а вы – продолжаете, чтобы было складно. Песенка должна получиться ласковая.
Ой, баиньки-баиньки –
Купим Соне (валенки,
А еще (сапожки) –
Бегать по (дорожке).
(Туфельки) на ножки
Прыгать по (дорожке).
А для дома – (тапочки) –
Все для дочки – лапочки.
Воспитатель:
– А чтобы вам, когда были маленькими, было интереснее играть, кушать, умываться, одеваться мамы пели ПОТЕШКИ про людей, животных, еду, воду, одежду, предметы быта.
Девочка 2 исполнит потешку «Ванечка»:
Ах, ты, Ваня – Ванечка,
В руках балалаечка,
Рубашка пестрая,
А лошадка безхвостая,
Купил за пятак,
Отдает за так.
– О ком она? Какой Ваня в потешке?
Девочка 3 исполнит потешку «Ехал дед»:
Ехал дед из гостей
На кобыле своей.
На корове – бабка
С гусем в охапку.
Сели детки на телят,
Сели детки на козлят –
Тоже в гости хотят.
– Чем понравилась потешка?
Девочка 4 исполнит потешку «Игла»:
Шей, иголка, не ленись,
Шей, иголка, не колись.
Тяни, тяни ниточку,
Чини, чини дырочку.
Дырочку на варежке
У маленькой Варечке.
– Чтобы маленькая девочка Варя немного посидела, мама развлекает ее потешкой, вызывая интерес к шитью.
Воспитатель:
У каждой семьи был огород, на котором делали грядки и что-нибудь сажали. Сажали не только овощи, но и цветы. Использовали в работе садовые инструменты: лопаты, грабли, лейки. Детишек приучали к труду, придумывая потешки. И мы давайте придумаем потешку – игру «Доскажи и покажи!».
Картинки заменяем словами, добавляя движения (физминутка):
Не ленись, моя (ЛОПАТКА, (копаем землю)
Будет вскопанная (ГРЯДКА).
Грядку (ГРАБЛЯМИ) пригладим, (рыхлим)
Все комочки (РАЗОБЬЕМ, (разбиваем)
А потом (ЦВЕТЫ ПОСАДИМ, (бросаем семена)
А потом (ВОДОЙ ПОЛЬЕМ). (поливаем)
Лейка, лейка! (ЛЕЙ, ЛЕЙ)
Грядка, грядка! (ПЕЙ, ПЕЙ) (показываем руками на грядку)
– Получилась ПОТЕШКА!
Воспитатель:
– Давайте, дети, вспомним мультфильм «Большой друг» о том, как девочка подружилась с бегемотом, который уверял ее, что он самый большой ее друг.
– Кого называют большим другом?
– Как о таком друге можно сказать? (ВЕРНЫЙ, НАСТОЯЩИЙ, БЛИЗКИЙ).
– О верных неразлучных друзьях есть пословица «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». Как вы ее понимаете? (НИЧЕМ ДРУЗЕЙ НЕ РАЗЛУЧИТЬ, НИЧТО ИХ ДРУЖБЕ НЕ ПОМЕШАЕТ).
– Когда люди живут мирно, в согласии, то и любое дело у них получается хорошо, ладится. Есть такая пословица «Где лад, там и клад». По-другому можно сказать об этом так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? (Ответы детей).
– Наши дети тоже знают народные ПОСЛОВИЦЫ.
1. «Трусливому зайке и пенек – волк».
- Объясните смысл пословицы. Повторите!
2. «Любишь кататься, люби и саночки возить».
-Объясните, чему учит пословица. Повторите!
3. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
– В чем смысл пословицы? Повторите!
Воспитатель:
– В каждой пословице заложен смысл события, которое происходило с людьми, а мудрые люди наблюдали и выражали это словами. – А теперь попробуйте самостоятельно закончить ПОСЛОВИЦЫ:
1. Маленькое дело лучше большого (БЕЗДЕЛЬЯ).
2. Труд человека кормит, а лень (ПОРТИТ).
3. Кончил дело – гуляй (СМЕЛО).
4. Чтобы рыбку съесть, надо (В ВОДУ ЛЕЗТЬ).
Воспитатель:
– Давайте поиграем в «Скажи по-другому»! То есть вы подбираете слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу.
1. «Водой не разольешь» (дружные,
2. «Бросать слова на ветер» (не держать слово,
3. «Играть в кошки – мышки» (хитрить, вести себя нечестно,
4. «Как гром среди ясного неба» (неожиданное событие,
5. «Дрожит как осиновый лист» (зуб на зуб не попадает от мороза, дрожит от страха). Листья осины приходят в движение от слабого ветерка.
– Когда вам, дети, встречаются интересные выражения, старайтесь задумываться, почему так говорят.
Воспитатель:
– Ну, и конечно, все мы любим ЗАГАДКИ!
Загадывают дети:
1. Я умею чисто мыться –
Не водой, а языком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком! (КОТ.)
2. Беленькие перышки,
Красивый гребешок,
Кто это на колышке? (ПЕТЯ – ПЕТУШОК).
3. Идет, бредет, бородой трясет.
Деток просит: «Ме-е-е.
Дайте вкусной травки мне!» (КОЗЛИК)
Воспитатель:
– А теперь, глядя на картинку на экране (ИЗБА, давайте придумаем сами ЗАГАДКУ:
1. Бревно на БРЕВНО, 2. Стоит ЖИЛИЩЕ,
ОКОН много, Деревянные БОЧИЩА.
КРЫЛЬЦО одно. Внутри – ПЕЧЬ, в печи – ДРОВА,
Это русская ИЗБА.
ИТОГ:
– Дети, о каких видах русского народного ФОЛЬКЛОРА мы сегодня говорили?
– Для чего нужны колыбельные песни, потешки, пословицы, загадки?
– Какое время года скоро наступит?
– И придет к нам Масленица – русский народный праздник, на котором будет наш народ петь и плясать. Давайте и мы закончим наше занятие шуточной песней «КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК» (инсценировка: Мальчик и две девочки). Приглашают всех подпевать и танцевать!
– А вот и Петрушка принес всем угощение! (леденцы-петушки).
Воспитатель Михалева М. Л.