Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у белочки»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый). Совершенствование грамматического строя речи
(образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гостях у белочки“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями посуды, игра «У белочки в гостях», игрушки для артикуляционной гимнастики, дыхательные тренажеры.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Посуда», рассматривание посуды, частей, из которых она состоит; проведение беседы о ее назначении.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (различение форм единственного и множественного числа имен существительных).]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними. Дети проходят к своим стульчикам. Логопед выкладывает предметные картинки на магнитную доску.
Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.
Дети перечисляют названия посуды.
Логопед. Для чего нужна посуда?
Дети отвечают на вопрос.
2. Игра «У белочки в гостях». [Развитие речевого слуха, зрительного внимания, диалогической речи. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. ]
Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображена белочка, накрывающая на стол, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями посуды: желтого чайника, красной чашки, синей сахарницы, белой вазы.
Логопед. Кого вы видите на картинке?
Дети. Это белочка.
Логопед. Белочка ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол. (Обращается к первому ребенку.) Возьми желтый чайник и поставь его на стол, Ваня.
Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле. (Игровое поле и предметные картинки снабжены «липучками» или магнитами.)
Логопед. Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?
Ваня. Заваривать чай.
Логопед. Возьми красную чашку и поставь ее перед чайником, Даша.
Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.
Логопед. Хорошо. Для чего нужна чашка?
Даша. Пить чай.
Логопед. Возьми белую вазу и поставь ее за чайник, Вадик.
Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.
Логопед. Правильно. Зачем нужна ваза?
Вадик. Ставить цветы.
Логопед. Возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника, Настя.
Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.
Логопед. Верно. Для чего нужна сахарница?
Настя. Насыпать сахар.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо помогали белочке. Она благодарит вас.
3. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме именительного и родительного падежей единственного числа). |
Логопед убирает оставшиеся предметные картинки со стола.
Логопед. Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Убирает со стола желтый чайник и ставит на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?
Дети. Красный чайник.
Логопед. Чего не стало?
Дети. Желтого чайника.
Логопед. Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Убирает со стола сахарницу и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?
Дети. Зеленый молочник.
Логопед. Чего не стало?
Дети. Синей сахарницы.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.
4. Пальчиковая гимнастика «Помощники». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики. ]
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. Снова загибают пальчики.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
5. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложное упражнение «Чашечка». Упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игрушек или предметных картинок.
6. Упражнения с дыхательными тренажерами. (Повторение) [Выработка направленной воздушной струи. ]
(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)
Логопед. А сейчас вы будете. волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики повиснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку, смотрите внимательно и вспоминайте, как мы это уже делали.
Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскладывает шарики на раструбы.
Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.
7. Упражнение «Что купили?» [Работа над слоговой структурой слова. ]
Логопед приглашает детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.
Логопед. Что вы видите на картинках? Перечислите.
Дети. Вазы, тазы, бидоны.
Логопед. Давайте прохлопаем эти слова: «ва-зы», «та-зы», «би-до-ны». (Произносит слова по слогам, одновременно прохлопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и прохлопывать название.
8. Игра «Обезьянка». [Развитие зрительного внимания, творческого воображения, подражательности. ]
Логопед приглашает детей выйти на коврик.
Логопед. Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.
Логопед показывает, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют за ним.
Логопед. Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.
Дети по показу логопеда выполняют движения.
Логопед. Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
По предложению логопеда дети вспоминают, чем они занимались сегодня. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.