Тамара Лещенко
Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) «Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность событий.
2. Учить читать выразительно наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями.
3. Обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.
4. Закрепить представление детей о зиме и предметах, умение составлять разрезные картины.
5. Развивать зрительное внимание, мышление, память, координацию речи с движением, длительный плавный выдох.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) „Составление рассказа „Зима“ по опорным словам и картинкам“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
6. Формировать навыки сотрудничества, инициативности.
7. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимания.
Оборудование и материалы:
Фотографии и иллюстрации зимних пейзажей, оформленные в выставку; фишки для поощрения детей, магнитофон; бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей, стихотворение И. Лопухиной «Снег».
Музыкальное сопровождение:
П. Чайковский, 1-я симфония, 2 часть «Зимние грезы».
Предварительная работа:
Прогулка по территории детского сада, в парк; наблюдения за изменениями в природе зимой; слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведений П. Чайковского «Зимние грезы», «Зимнее утро».
Словарная работа :
Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Зима» : зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегири, снегурочка.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Воспитатель.
Ребята, что необычного вы заметили в группе?
(выставка зимних пейзажей)
Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.
2 часть. Введение в тему занятия.
1. Рассматривание выставки, звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы»
Воспитатель.
И вот зима, белым – бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березах,
Как праздничные блестки…
• Как называется время года, которое запечатлено на фото?
(зима)
• Как вы догадались, что это зима?
• Какие приметы зимы вы видите на фото?
(солнце светит, но не греет; небо – холодное, серое, пасмурное, низкое; облака – серые, большие, маленькие; ветер – сильный, холодный, северный, пронизывающий; деревья стоят голые, покрытые инеем; птицы улетели в теплые края, остались одни воробьи, голуби, вороны, синицы; животные – медведь и еж спят, лиса, белка и заяц поменяли шкурки; люди надели зимнюю одежду; дети катаются на санках и лыжах)
2. Игровое упражнение «Доскажи словечко»
• Тихо, тихо, как во сне падает на землю … (снег)
• С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки)
• Кружатся над головою каруселью … (снеговою)
• На проселки, на лужок все снижается … (снежок)
• Землю белой, чистой, нежной, застелили метелью … (снежной)
• Вот веселые ребята, все сильнее … (снегопада)
• Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
• Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком)
• Рядом снежная фигура это девочка … (снегурка)
• На снегу – то посмотри – с красной грудкой … (снегири)
• Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег)
3. Работа с разрезными картинками.
Воспитатель.
Сейчас я предлагаю стать «художниками» и нарисовать свою зимнюю картину.
(Дети собирают разрезные картинки из 10 – 15 штук каждая)
Воспитатель.
Назовите похожие слова, которые встречались в стихотворении
(снег, снежинки, снежок, снежный, снегурка, снегири, снегопад)
4. Игра «Народные шутки - прибаутки»
Воспитатель.
Сегодня мы с вами поговорим о народных шутках и прибаутках, они веселые, юмористические, шутливые.
(Дети разбиваются парами и по очереди читают подготовленные диалоги)
• Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
Да прошлой ночью во сне нашел горшок с медом, а вдруг и сегодня найду?
• Где ты, брат Иван?
В горнице.
А что делаешь?
Помогаю Петру.
А Петр что делает?
Да на печи лежит.
• Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы ручки работали?
Мы грибочки собирали.
А вы глазки помогали?
Мы искали да смотрели, все пенечки разглядели.
• Гуси, гуси!
Га – га – га!
Есть хотите?
Да – да – да!
Так летите домой!
Серый волк под горой.
А вы взлетите покруче, да взлетите выше тучи, там ему вас не достать – не умеет волк летать!
• Кисонька – мурысонька, где была?
На мельнице.
Кисонька – мурысонька, что из муки пекла?
Прянички.
Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?
Одна!
Не ешь одна, не ешь одна.
• Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка – рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой!
Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыплят поить.
Курочка – рябушечка, а как цыплята просят пить?
Пи – пи – пи!
5. Физминутка.
Выпал беленький снежок – дети идут по кругу
Соберёмся все в кружок – останавливаются
Мы на саночки садимся – приседают
И с горы на санках мчимся
Снег, снег, белый снег – встают, взмахивают руками
Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали – имитация ходьбы на лыжах
Друг за другом побежали – скользящий шаг
Мы из снега ком слепили – «рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили – «рисуют» снеговика из трех комков
Поиграли, полепили, и к делам мы приступили – проходят на свои места.
6. Игра «Оживи картинку» (составление рассказа по картине)
Воспитатель.
Я предлагаю продолжить работу по теме и «оживить» рисунок.
Был солнечный денек. Дети вышли гулять во двор…
(Дети по очереди составляют предложения по картинке, прикрепив его к общему рисунку – 5-6 картинок).
Воспитатель.
Как дети провели время на прогулке?
Замечательная получилась картина.
Как мы её назовём?
(«Зима»)
7. Упражнение «Вьюга».
Воспитатель.
Ребята, а кто знает, как называется сильный ветер со снегом? (вьюга)
Хотите устроить вьюгу?
(Дети берут маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля)
Воспитатель.
Встаньте прямо, возьмите левой рукой бутылочку и поднесите её ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох (плечи не поднимаются, а затем дуйте в соломинку (щеки не надуваем)
(Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение)
Воспитатель.
Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше понравилось на занятии? Подсчитайте сколько фишек у каждого?
(Дети подсчитывают. Выявляют самого активного. Воспитатель благодарит за работу на занятии)