Наталья Закатова
Конспект занятия по развитию речи «Спешим на помощь сказочным героям»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи средствами художественной литературы
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Спешим на помощь сказочным героям"
Цель: Развитие красивой грамотной речи детей в ходе ознакомления с различными художественными произведениями.
Задачи:
1. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Спешим на помощь сказочным героям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2. Расширять и активизировать словарь детей.
3. Закреплять знания о содержании и героях сказки, умение передать свое отношение к ним.
4. Воспитывать у детей интерес к книге, художественному слову.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Приемы и методы работы:
Словесные - вопросы и ответы, рассказ, беседа;
Наглядные - показ иллюстраций и слайдов с героями сказок;
Практические – работа с мнемодорожками (раскладывание иллюстраций различных сказок по порядку).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка».
Материалы:
Большая книга сказок с оторванным корешком, страницы «из книги» с разными заданиями, мнемодорожки, по 10 черно-белых иллюстраций для составления последовательности сказки с помощью мнемодорожек, сундучок с предметами героев сказок (горошина, монетка, зеркало, цветок, телефон, мыло, презентация с иллюстрациями героев сказки («Теремок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», а также с отгадками на загадки-обманки (Айболит, Карлсон, Мальвина, Колобок, загадки – обманки, заготовки перепутанных слов в предложении.
Ход занятия:
Сегодня к нам в детских сад пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. Нам очень приятно видеть вас у нас в саду!
А теперь я приглашаю вас сесть на стульчики возле экрана.
1) Ребята, посмотрите, что я увидела у детей в младшей группе: прекрасная детская книга сказок упала, сильно ударилась, порвалась, а самое главное – в ней перепутались все сказки, растерялись слова и даже выпали страницы, и теперь ее невозможно читать. Вот послушайте, как стали называться сказки:
«Царевна-индюшка»
«По собачьему велению»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Петушок – золотой пастушок».
А как они должны называться? (Дети называют правильные названия сказок)
Помогите мне, пожалуйста, все расставить по местам в этой книге. Ведь вы уже большие, собираетесь идти в школу, а малыши еще многого не знают и не справятся с таким трудными заданиями. Вы согласны помочь? Тогда за дело!
Сначала нам с вами нужно узнать сказку по иллюстрации (на экране) (по очереди появляются иллюстрации из сказок «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»).
Как называется сказка?
Ребята, а какие песенки они поют? Каким голосом поет коза? А волк? Спойте песенку лисы, каким голоском она поет? Какие слова говорил медведь, когда устал идти по лесу? А что ему отвечала Маша?
А вы знаете, кто автор этих сказок? Да, верно, это русские народные сказки.
А теперь сядьте прямо, мы с вами посчитаем сказки, приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Будем пальчики считать, (пальцы в замок)
Будем сказки называть,
Рукавичка, Теремок, (загибают пальцы)
Колобок – румяный бок.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят,
Этим сказкам каждый рад!» (хлопают в ладоши)
Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы! Нас ждет следующее задание. (Идем к сундуку)
2) Давайте посмотрим, что лежит вот в этом сундучке. Дидактическая игра «Кто здесь был и что забыл?»
(достаю по очереди предметы: горошина, зеркало, цветок, мыло и полотенце, телефон, монета)
Дети называют героев сказки и названия.
«Принцесса на горошине» Ш. Перро (горошина)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкин (зеркало)
«Дюймовочка» Г. Х. Андерсен (цветок)
«Мойдодыр» К. Чуковский (мыло)
«Телефон» К. Чуковский (телефон)
«Муха-цокотуха» К. Чуковский (денежка)
Ребята, у всех этих произведений есть автор, значит, как они называются? (авторские)
3) И с этим заданием вы справились! А теперь подойдем к столам и посмотрим, что еще нужно исправить в этой книге. (Дети садятся парами за столы)
Ой, ребята, когда книга упала, все иллюстрации в ней перепутались, давайте попробуем поставить их по порядку. Что было в самом начале сказки, а что произошло потом?
(Работа в парах, задание «Что сначала, что потом», дети выставляют картинки по порядку, у каждой пары своя сказка «Заюшкина избушка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк»).
Как называется ваша сказка? Кто главные герои? Что было вначале? Что случилось потом? Чем закончилась эта сказка?
Помогите мне закончить предложения:
У зайца избушка лубяная, а у лисы – (лубяная).
Волк глупый, а лисичка – (умная)
Аленушка добрая, а баба Яга - (злая)
Лиса хитрая, а Колобок – (доверчивый).
Теперь время отдохнуть, давайте встанем в большой хоровод.
Физминутка
В огороде дедка репку посадил (присели).
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся).
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках).
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики).
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны).
Отдохнули – и за дело!
Присаживайтесь на стульчики перед экраном.
4) В нашей книге некоторые слова убежали со своих мест, давайте попробуем вернуть их на место.
Игра «Загадки – обманки»
1. Друг зверей и друг детей
Добрый доктор ….
2. Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела,
На прощанье спел бедняжка,
Его звали …
3. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик,
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его ….
4. С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка-актриса,
А зовут ее …
А тут слова совсем перепутались, я ничего не могу понять:
Игра «Составь предложение»
«Потерять хрустальная Золушка туфля»,
«Жить Карлсон крыша на»,
«Яга баба ступа в лететь»,
«Глупый обмануть хитрый волк лиса»
5) И вот последняя страничка. Здесь, ребята, наши знакомые стихи, но они написаны не до конца. Поможете мне записать их?
«Ищещь, ищешь, не найдешь…»
«Лети, лети, лепесток…»
«Вы послушайте, ребята…»
«Вот тебе под спинку мягкую перинку…»
«Я рубашку сшила мишке…»
Молодцы! Спасибо вам большое, что вы помогли восстановить эту замечательную книгу. Я убедилась, что вы уже взрослые, очень много знаете и умеете. Все странички уже на месте, герои каждый в своей сказке, слова встали там, где они должны стоять.
Осталось этой книге сказок подклеить корешок, и она будет совсем здоровой и красивой. Но это мы с вами сделаем в группе.
А что мы скажем маленьким детям, когда понесем книгу к ним в группу? Вы научите их, как правильно обращаться с книгами? Что можно делать с книгой и чего делать нельзя?
Какое задание сегодня показалось вам самым трудным? А самым веселым?
Вы хотели бы прочитать сказки из этой книги? Я с удовольствием почитаю вам, а потом мы вернем ее малышам.
А теперь нам пора проститься с гостями и вернуться в нашу группу.