Буслаева Юлия Михайловна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Чудеса магнита, или Спешим на помощь Фиксикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.
Тема: «Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Чудеса магнита, или Спешим на помощь Фиксикам“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать умение составлять рассказ о магните, используя карточки-символы.
2. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность,навыки сотрудничества, взаимопомощи.
3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Оборудование: аудиозапись мелодии из м. ф. "Фиксики", телефон. Белые халаты для лаборатории, бейджики. Ящик ощущений, крупный магнит. Закрывающийся сундучок с ключом. Игрушки - Нолик и Симка. Органайзеры с предметами из разных материалов в т. ч. металлических, магниты, сосуд с узким горлышком, разнообразные ключи, контейнеры с сыпучими веществами (манка, мука, сахар и т. п., аквариум, множество мелких металлических предметов, лабиринт на картонной основе, мелкие бабочки на магнитах, магнитные "удочки", подносы, картинки-сиволы, мольберт, мгниты для поощрения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Технологии: экспериментально-поисковая.
Ход:
Звучит музыка из мультипликационного фильма «Фиксики». Дети проходит на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня на занятии мы узнаем с вами много нового и интересного.
Звонит телефон. Извините, ребята. Срочный звонок. Алло! Да, это средняя группа. А с кем я разговариваю? Ребята, это Симка из любимого нами мультфильма. Здравствуй, Симка. У тебя что-то произошло? (Внимательно слушает и коментирует). Ребята, Симке очень нужна ваша помощь! Дело в том, что Симка и Нолик играли в прятки. Нолик спрятался в красивый судучок. А тот возьми, да и захлопнись. Всё бы ничего, да озорная Кусачка подхватила ключик от сундучка и куда-то его припрятала. Симка очень просит вас, ребята, отыскать ключик. Ну, что, откликнемся на просьбу Симки? Да, да, да, Симка, мы непременно найдём пропажу. Что? Что-что? (трясёт трубку) Ну вот, отключился телефон. Знаете, друзья, Симка сказала, что отыскать ключик нам поможет чудесный камень, который лежит в волшебном ящике в нашей с вами лаборатории. Ребята,твы хотите узнать, что это за чудо-камень?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда я прошу вас пройти в нашу лабораторию. Дети надевают халаты, подходят к лабораторным столам. Вспоминают правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Перед нами – чудесный ящик, в котором находится объект для исследования. Предлагаю вам призвать на помощь помощников Умной головы-ваши ручки. Кто желает провести первое исследование?
К ящику ощущений подходит один ребёнок, обследует объект и отвечает на вопросы остальных детей. Ассистент ребёнка выставляет на мольберте картинки-символы, соответствующие ответам исследователя.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это? Конечно, чтобы получить более точные знания об этом объекте, нам необходимо обратиться ещё к одному помощнику Умной головы – глазам.
Рассмотрев объект, дети выдвигают предположение, что это- магнит.
Воспитатель: Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем и с его помощью отыскать ключик, украденный Кусачкой.
Кто из вас знает, какие секреты хранит в себе магнит? Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Как вы думаете, что произойдет с предметами, если поднести к ним магнит? Все ли предметы он притягивает? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, друзья! Так как ключик – металлический предмет, значит нам будет проще отыскать его, применив чудесные силы магнита. И так, с чего начнём поиски? (стимулирует детей подойти к коробочкам, в которых смешаны предметы из различных материалов; побуждает детей выссказать своё мнение.
Посмотрите, ребята. Кусачка перепутала все предметы в органайзерах. Разобрав их, возможно, мы отыщем ключик.
На столах стоят органайзеры с предметами из разных материалов.
- Я предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит.
- Как проверить, правильный ли выбор вы сделали? (дети предлагают решение проблемы - с помощью магнита).
- Какие предметы притянул магнит? А какие не притянул?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Ничего страшного, что ключик не нашёлся, зато вы привели в порядок наши коллекции и познакомились со свойством магнита - притягивать к себе металлические предметы. (Выставляет на мольберт картинку-символ).
Педагог предлагает детям обследовать лабораторию,обращает внимание детей на сосуд с узким горлышком в который налита вода и на дне лежит ключик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, озорная Кусачка уронила ключик в колбу. Как же нам его достать? (Дети выдвигают предположения).
Воспитатель: А я предлагаю достать ключик с помощью магнита. Надо двигать магнит по стенке сосуда вверх. Что мы видим? Ключик следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?
Дети: Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали ключик из воды.
(Воспитатель предлагает открыть сундучок. Попытка детей оказывается неудачной - ключик не подходит).
Воспитатель: Не стоит отчаиваться, друзья. Ключик не подошёл, но мы с вами сделали ещё одно открытие: магнитные свойства сохраняются в воде. (выставляет на мольберт картинку-символ).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание - контейнеры с сыпучими веществами стоят открыты. (Дети находят, что в них имеются металлические предметы, а,возможно, и ключик, который они ищут.)
Воспитатель: Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? (Дети выссказывают свои предположения).
Воспитатель: Предлагаю извлечь их с помощью магнита.
(Дети достают предметы, используя магнит, находят ключ, но он опять не подходит к сундучку).
Воспитатель: Не беда, ведь мы с вами привели в порядок наше лабораторное оборудование и узнали ещё одно свойство этого чудесного камня - магнитная сила действует через сыпучие вещества (выставляет картинку-символ).
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгаем на месте
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». Для этого нам нужно разделиться на пары. Возьмите с обеих сторон одной рукой чудесную полянку с дорожками лабиринта. Бабочку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать бабочку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Чья бабочка окажется первой на цветке?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что происходит с бабочкой?
Дети: (двигается).
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Она двигается под действием магнита.
Воспитатель: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через стекло, но и через более плотные предметы, картон. (Выставляет картинку-символ).
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз внимательно осмотрим нашу лабораторию и подумаем, куда же ещё Кусачка могла спрятать ключик. (Во время осмотра педагог подводит детей к аквариуму).
Воспитатель: Что-то неладное творится в нашем аквариуме. Что вы видите?
Дети: улитки, водоросли, гвозди, гайки, монетки, скрепки… Может быть ключик там?
Воспитатель: Предлагаю выловить мусор. А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.
По очереди дети очищают аквариум от мусора.
Воспитатель: Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело! И хоть ключика мы пока ещё не нашли, но стелали очень много открытий. (Подводит ребят к мольберту с картинками-символами). Давайте по цепочке назовём все свойства удивительного камня- магнита.
Дети, используя картинки-символы, размещённые на мольберте, называют свойства и качества магнита.
Воспитатель: Осталась одна последняя карточка, которая всегда задаёт нам вопрос - где применяют материал, который мы сегодня исследовали. Кто желает поместить её на мольберт и ответить на вопрос?
Желающий ребёнок поднимает карточку - символ и видит под ней ключик от сундучка. Отвечает н вопрос и открывает сундучок. Педагог достаёт из сундучка игрушку-Нолика. Дет выражают восторг. Раздаё тся звонок телефона:
Симка: Спасибо, ребята, вы нам сегодня очень помогли. А ещё, благодаря вам, я столько интересного узнала о магните! Я теперь могу и Нолику, и Верте, и Игрику, и Масе, и Папусу, и все-всем рассказать об этом чудесном камне. Я принимаю вас в клуб «Фиксиков» и награждаю вас медалями - магнитами. До свидания!
Дети: До свидания! (Звучит музыка из мультфильма «Фиксики»)
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, сделали очень много добрых дел и открытий. (Дети называют). Предлагаю вам поделиться своими знаниями с родителями, спросите у папы магнит и узнайте, какие металлические предметы есть у вас дома. Завтра вы расскажете нам, что же удалось вам отыскать.