Людмила Клёнова
Конспект открытого занятия по развитию речи «На помощь к диким животным леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
«На помощь к диким животным леса».
Группа: старшая.
Воспитатель: Клёнова Л. А.
МБОУ «Обозерская школа № 1»
ДСП «Колокольчик»
Дата проведения: «___»___20__ г
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „На помощь к диким животным леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания, их жизнедеятельности; способствовать развитию связной речи; активизировать словарь по данной теме; учить образовывать притяжательные прилагательные, составлять описательный рассказ о лесном животном по схеме.
Развивать : коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога и своих товарищей.
Воспитывать сострадание к животным, желание помогать им; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы. Вызывать чувство эмпатии к животным.
Методы и приемы: наглядные методы (схемы для составления описательного рассказа, словесные методы (беседа, рассказ) загадка.
Оборудование: Мультимедиа, доска, магнитофон, флэшка с записью музыки леса, корзинка с орешками, мяч.
Демонстрационный материал: схема-модель для составления описательных рассказов, конверт с письмом.
Раздаточный материал: предмет неживой природы, сделанный из фетра и фоамирана, бумага, карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, проведение физкульминутки. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающем миром.
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети сидят полукругом в ряд на стульчиках перед экраном. Входит воспитатель в костюме белки с корзинкой, накрытой салфеткой и оставляет в стороне. В корзине на салфетке находятся выпеченные из теста орешки с начинкой из варённого сгущённого молока.
Воспитатель (Белка) : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки!
Ответы детей: - Здравствуйте!
Воспитатель (Белка) : - Я белка, я живу в лесу! Узнали меня? Давайте знакомится! (Знакомится подаёт лапу, дети представляются).
Воспитатель (Белка) : Дети, давайте соберемся все в кружок. Я вам улыбнулась и вы улыбнитесь друг другу, чтобы поднялось настроение у всех. (Дети и воспитатель стоят взявшись за руки в кругу).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг! И ты – мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся. (дети сели на стульчики).
Воспитатель (Белка) : - Дети, я принесла вам письмо. Вы хотите знать от кого оно?
Ответы детей: - Да!
Воспитатель (Белка) : - Это письмо, мне передали дикие звери, давайте узнаем, что они написали!
Ответы детей: - Давайте!
Воспитатель (Белка) : - Давайте прочитаем скорее письмо! (Воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, ребята!
«Срочно приходите,
Срочно помогите.
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите.
И нас срочно помирите.
Жители леса»
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Беседа.
Воспитатель (Белка) : - Дети, скажите, а кто же это - жители леса?
Ответы детей: - Это животные, которые, живут в лесу. (Дети перечисляют животных).
Воспитатель (Белка) : - А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные)
Воспитатель (Белка) : - А почему?
Ответы детей: - Потому, что они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о своих детенышах.
Воспитатель (Белка) : - Что же случилось с лесными жителями?
(Ответ детей.)
Воспитатель (Белка) : - Давайте поможем им?
Ответы детей: - Давайте!
Воспитатель (Белка) : - Чтобы помочь диким животным надо выполнить задания. Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.
(муз. сопровождение «Солнышко, солнышко жгучее». Дети идут за воспитателем змейкой и собираются в круг.)
Дети: - 1,2,3,4,5 – в лес идем зверей спасать. (дети сели на стульчики).
3. Скороговорка.
Воспитатель (Белка) : - Дети я вы знаете какие-нибудь скороговорки, а может знаете про меня скороговорку?
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Воспитатель (Белка) : - Молодцы, дети! Какаю интересную скороговорку вы знаете про белок, то есть про меня. Я и действительно не бываю белой, летом я серая, а зимой рыжая.
4. Приём релаксации. (Звучит музыка весеннего леса. На экране фото весеннего леса).
Воспитатель (Белка) : - Дети вот мы и оказались в лесу. А кто мне скажет какое сейчас время года?
Ответы детей: - Сейчас весна.
Воспитатель (Белка) : - А как вы догадались?
(Ответы детей.) - перечисляют признаки весны. (Воспитатель следит за полными ответами детей).
Воспитатель (Белка) : - Правильно сейчас весна. Дети, представьте, что мы оказались в весеннем лесу. Я предлагаю создать свою картинку весеннего леса. Для этого каждый по очереди выберет предмет неживой природы, представим, что он превратится в него и опишет своё настроение и отношение к окружающему вас.
Объёмные картинки из фетра и фоамирана лежат у магнитной доски. Рассказ от первого лица. Дети выбирают объё мные картинки: солнце, облако, лужа, трава, дерево, проталина, ручей, снег, подснежник и описывают своё настроение от имени неживого предмета.
Воспитатель (Белка) : - Для этого мы превратимся в предмет неживой природы. Дети повторяйте за мной: 1, 2, 3 - обернись и в не живой предмет природы превратись!
Дети: - 1, 2, 3 - обернись и в не живой предмет природы превратись!
Воспитатель (Белка) : - Приведу пример (беру солнце) - Я доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы, и я не могу их согреть.
Ручей: - Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий, холодный. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. У меня много дел. Я несу воду в большую реку.
Лужа: - Я грязная, большая, темная, холодная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.
Снег: - Я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет, люблю прятаться под деревьями.
Дерево: - Я большое, коричневое, весной просыпаюсь и расту.
Облако: - Я голубое, тяжёлое, я несу воду.
Проталина: - Я чёрная, влажная, на мне появляются первые подснежники и трава.
Подснежник: - Я маленький, красивый цветочек, весной пробуждаюсь первым.
Воспитатель (Белка) : - Молодцы ребята, какая красивая свежая картина у нас получилась! А давайте назовём её.
(Ответы детей.)
Воспитатель (Белка) : - Молоды, дети! Дети, вот мы с вами и познакомились с весенним лесом, а где же дикие животные? Посмотрите в лесу много следов, а животных не видно совсем. (Переходим к другому экрану). Наверное они испугались волшебника и спрятались в свои жилища. Чтобы помочь диким животным надо их найти. Давайте, дети, найдём животных по следам?
Ответы детей: - Давайте.
5. Д/ И: «Найди дикое животное по следам и назови его жилище».
Находят по следам животное, называют его, называют как называется его жилище и так находят всех зверей. Во время угадывания на плазме открываются картинки диких животных).
Воспитатель (Белка) : - Дети, вы отлично справились с этим заданием. Но я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова?”.
6. Д/ И: “Чей хвост, чья голова?”
(При подачи картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”).
Воспитатель (Белка) : - Ой! Дети! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и животных, чьи эти хвосты).
Воспитатель (Белка) : - Чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)
Воспитатель (Белка) : - Чьё это ухо? (Медвежье ухо, заячье ухо.)
Дети выкладывают части тела животных на столе, объясняя по чему они так сделали.
Воспитатель (Белка) : - Молодцы ребята! С заданием справились.
7. Д/ И: “Помоги детёнышам найти свою маму». Игра в мяч.
Воспитатель (Белка) : - Молодцы, дети! Звери так заколдованы, что забыли, как выглядят их детёныши, давайте поможем найти детёнышам своих мам?
Ответы детей: - Давайте!
(Педагог ребёнку задаёт вопрос, бросает мяч – ребёнок отвечает на вопрос, бросает мяч обратно, дальше следующему ребёнку и т. д.)
Воспитатель (Белка) : - Дети, я думаю, что детёныши медведя называются - зайчата?
Воспитатель (Белка) : - У лисы – медвежата?
Воспитатель (Белка) : - У ежа – бельчата?
Воспитатель (Белка) : - У зайца – ежата?
Воспитатель (Белка) : - У белки – волчата?
Воспитатель (Белка) : - У волка – лисята?
(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата и т. д.)
Воспитатель (Белка) : - Молодцы, дети! Справились с заданием, помогли детёнышам найти своих мам!.
8. Игровое упражнение по ТРИЗ «Хорошо – плохо». (обсуждение с детьми).
Воспитатель (Белка) : - А теперь, подумаем – большие уши у зайца, что в них хорошего, а что плохого?
Воспитатель (Белка) : - Приведу пример: Большие уши помогают зайцу слышать хорошо, а зимой они у него мерзнут.
Воспитатель (Белка) : - Что хорошего, а что плохого в колючках у ёжика?
Ответы детей: - Ёж сворачивается в клубок и тем спасается от врагов, зато мы не можем его потрогать, чтобы рассмотреть.
Воспитатель (Белка) : - Что хорошего, а что плохого в рогах у лося?
Ответы детей: - Рога лосю нужно, чтобы завоевать самку, но он может запутаться в рогах другого лося и иногда могут погибнуть оба, если не распутаются.
Воспитатель (Белка) : - Что хорошего, а что плохого в цепких когтях у белки?
Ответы детей: - С помощью цепких когтей белка карабкается по деревьям, зато она может нечаянно поцарапать своих бельчат.
Воспитатель (Белка) : - Что хорошего, а что плохого в длинном хвосте у лисы?
Ответы детей: - Длинный хвост лисе помогает во время больших морозов - лиса согревается укутавшись им в норе. Зато он ей мешает, когда она бежит от собак. Они могут поймать её за хвост.
Воспитатель (Белка) : - Молодцы, дети. Вы интересно рассуждали! А сейчас мы покажем, как звери передвигаются.
9. Физкультминутка «Кто как передвигается».
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (проводят рукой по лбу
Маршируют на месте)
За мамой лисицей крался лисёнок. (имитируют крадущуюся походку лисы)
За мамой ежихой катился ежонок. (присели на корточки)
За мамой медведицей шел медвежонок. (имитируют неуклюжую походку в вразвалочку медведя)
За мамою белкой скакали бельчата. (поочерёдно подскоки ногами вверх)
За мамой зайчихой косые зайчата. (прыжки на двух ногах)
Волчица вела за собою волчат. (спокойный шаг)
Все мамы и дети напиться хотят. (раздвигаем руки)
10. Д/ И: «Кто чем питается»
Воспитатель (Белка) : - Дети, а в письме дикие животные написали, что звери забыли, что им есть. Давайте поможем им. Вы ведь знаете, чем питаются дикие животные.
На доске предметные картинки картинки (малина, мед, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава, мышка, заяц). Дети выберите картинку.
Воспитатель (Белка) : - Дети, расскажите, что любит есть это животное? (заяц, медведь, лось, белка, лиса, волк).
(Ответы детей.)
Воспитатель (Белка) : -Молодцы, дети! Вы хорошо знаете чем питаются дикие животные, у вас дикие животные не останутся голодными.
11. Д/ И: «Опиши животное» (используя схему-модель)
Воспитатель (Белка) : - Дети, а расскажите теперь про диких животных, чтобы злой волшебник не смог их больше заколдовать. Вспомните, где живут, какие части тела есть у них, чем питаются, как называются их детеныши. (4-5 ребенка выбирают животное и описывают его, делая акцент на выдающиеся части тела, например: длинные уши у зайца).
Воспитатель (Белка) : - Дети, пока (имя ребёнка) отвечает вы следите за правильностью ответа, а может вы захотите что-нибудь добавить.
Воспитатель (Белка) : - Я приведу пример: белка - это дикое животное. Летом она рыжая, а зимой серая. У неё есть части тела: голова, туловище, уши, лапы, пушистый хвост. Тело покрыто шерстью. Белка цокает. Питается грибами, орехами, ягодами и т. д. Она живет в дупле. У нее есть бельчата. Белка прыгает, лазает по деревьям, делает запасы на зиму. Белка человеку полезна тем, что из шерсти её хвоста делают кисточки для рисования.
Аналогично описываются остальные животные.
Воспитатель (Белка) : - Молодцы, дети со всеми заданиями справились!
Звучит волшебная музыка, сигнализирующая, что ребята справились с заданием и животные расколдованы).
Воспитатель (Белка) : - Дети, я благодарю вас за помощь.
12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
(муз. сопровождение «Солнышко, солнышко жгучее». Дети идут за воспитателем змейкой и собираются в круг.)
Воспитатель (Белка) : - Дети, давайте, чтоб очутится снова в детском саду - скажем волшебные слова.
Дети: - 1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.
РЕФЛЕКСИЯ:
Воспитатель (Белка) : - Дети, куда мы сегодня путешествовали?
(Ответы детей.)
Воспитатель (Белка) : - Дети, что нового вы узнали?
(Ответы детей.)
Воспитатель (Белка) : - Дети, о чём вы расскажите родителям, когда придёте вечером домой?
(Ответы детей.)
Воспитатель (Белка) : - Молодцы дети, вы сегодня хорошо поработали! Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными.
Воспитатель (Белка) : - А сейчас я предлагаю нарисовать то, о что мы видели и узнали.
(На столах заранее разложены листы бумаги А4, карандаши, фломастеры, восковые мелки). (Дети начинают рисовать диких животных, о которых говорили и описывали на занятии). (После окончания работы детьми).
Воспитатель (Белка) : - Вот и пришла пора расставаться. На прощание я хочу подарить вам орешки. Воспитатель (белка) детям подаёт корзинку с орешками.
(Дети.) (благодарят белку за гостинцы).