Ольга Даниелян
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации детей: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Формы работы: беседа, развивающая игра «Найди противоречия», рассказ воспитателя, проблемная ситуация, игровое упражнение «Мир без тебя.», развивающие игры : «Чудесные вещи», «Хорошо – плохо», «Интервью».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе „День рождения у Незнайки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: закрепить умение детей сочинять загадки и составлять новый фантастический объект.
Задачи. Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие;
закрепить умение составлять загадки по опорным моделям; составлять из частей целое.
Развивать мышление, воображение, фантазию.
Формировать навык выражения собственного мнения.
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание помогать. Развивать коммуникативные навыки.
Материал. Кукла – Незнайка, разрезные картинки: кошка, мухомор, зонт, утюг, сумка. Игра «Чудесные вещи». Модели – таблицы, картинки: воздушный шарик, торт, муравей, паук (для составления загадок); указка, микрофон.
Предварительная работа: Беседа с детьми на тему: «Интервью»; развивающие игры : «Где прячутся противоречия», «Чудесные вещи», составление загадок с использованием технологий ТРИЗ
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они посмотрят, как мы с вами будем играть, давайте дружно поприветствуем их. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте?
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Грусть тоска ее боится. Что это?
Дети. Улыбка.
Воспитатель. Как вы догадались, что это улыбка? (Ответы детей) .
Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтоб у нас было хорошее настроение на весь день.
Ребята, сегодня нас в гости приглашает Незнайка. Вы принимаете его приглашение?
Тогда в путь!
(Дети подходят к круглому столу, где лежат разрезные картинки с обратной стороны разные по цвету. Например: изображение кошки с обратной стороны картинка голубого цвета и разрезана на 4 части). К Незнайке в дом тот зайдет, кто правильно свое место найдет.
- Ребята, возьмите каждый по две части картинки одного и того цвета, садитесь за стол со скатертью такого же цвета. Вместе с другом из частей соберите картинку.
А сейчас, внимательно посмотрите на свою картинку, назовите этот объект и найдите в этом объекте противоположности. ( Картинки: кошка – шерсть мягкая, а когти твердые; утюг – горячий и холодный; зонт – короткий, когда лежит в сумке, а длинный, когда если его раскрыть; мухомор – ядовитый для людей, полезный для животных; сумка – снаружи кожа, внутри ткань.)
Воспитатель. Молодцы ребята! А вот и Незнайка. Посмотрите на него какой он сегодня нарядный! Как вы думаете, почему? (Предположение детей). У него сегодня день рождения и он пригласил нас на свой праздник.
К Незнайке скоро придут друзья, он хотел бы поиграть с ними в игру «Загадки – отгадки», да загадок не знает.
Ребята, мы можем помочь Незнайке? (Предложение детей). Молодцы, мы поможем Незнайке составить загадки? (Да)
Никита, выбирай картинку, внимательно посмотри на объект, называй, какой он и сравнивай, что такое же? Например:
Красный, как цветок,
Круглый, как Колобок,
Резиновый, но не шланг.
Воспитатель заполняет модель – таблицу: с левой стороны буквами, а с правой - схематическими изображениями.
Модель 1.
Какой? Что такое же?
Воспитатель предлагает детям прочитать загадку и постараться отгадать ее.
Дети. Мяч.
Воспитатель. Вика, возьми, пожалуйста картинку и называй, что делает объект и кто делает так же?
Например:
Ползает, но не жук.
Висит, но не картина,
Плетет, как бабушка косичку.
Воспитатель заполняет модель – таблицу: с левой стороны буквами, а с правой - схематическими изображениями.
Модель 1.
Что делает? Кто делает так же?
Дети. Паук.
Незнайка. Спасибо, ребята!
Воспитатель. Ребята, вы для Незнайки стали настоящими друзьями, и он хочет о вас узнать как можно больше: что вы умеете? Что вам нравится? Какие вы? Давайте скажем, друг другу комплименты поиграем в игру «Мир без тебя…»
Физ. минутка
Дети образуют круг, в центре один ребенок. Ему предлагаются слова – комплименты остальных детей. На слова: «Мир без тебя был бы не интересе, потому что ты …» дети 1 раз хлопают в ладоши, 2 раз берут друг друга за пояс, идет по кругу и т. д.
Вместе. Варя, мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты….
Дети. «Красиво поешь», «Знаешь много игр», «Хорошо танцуешь», «Знаешь много игр», «Умеешь дружить» и т. д.
Воспитатель. Я уже давно мечтаю о том, чтобы у Незнайки и у каждого из вас была чудесная куколка - помощница, которая помогала бы в трудную минуту. Если кто-то ушибся, она бы шептала ему: «Не бойся, все пройдет». Если кто-то вас обидит, куколка успокоит: «Не расстраивайся, твой друг поймет свою ошибку и извинится». Ребята, вы мечтаете о таком друге? (Ответы детей). Давайте попробуем придумать такую чудесную куколку и подарить Незнайке.
Воспитатель. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи». В первом кармане куколка, которую мы будем наделять разными свойствами, но для начала вспомним, что обозначают символы, изображенные на карманах.
Ребенок. Движущийся человечек, обозначает движения, буква М – материал, динамик – звук, нос – запах.
Воспитатель. Достаньте из каждой серии по одной карточке и вставьте в соответствующий карман.
Маша – движение,
Андрей – материал,
Варя – звук,
Сережа – запах.
1-й ребенок. Движение — машина. Наша куколка умеет быстро передвигаться.
2-й ребенок. Материал—бант. Она будет сделана из ткани.
3-й ребенок. Звуки — соловей. Она будет голосисто петь.
4-й ребенок. Запах — торт. Куколка будет пахнуть тортиком.
Игорь, расскажи, какая помощница у нас получилась?
Игра «Хорошо—плохо»
Воспитатель. Молодцы, ребята, что хорошего в такой куколке?
Дети. Она из ткани, такая мягкая, уютная. Очень быстрая, сможет быстро оказаться в любом месте. Она будет красиво петь, как соловей и всем будет весело. Она будет пахнуть тортиком, а все дети любят такой запах.
Воспитатель. Предполагаемые ответы. А что плохого в такой куколке?
Дети. Если материал непрочный, он может порваться. Если она будет быстро ездить, то может кому- то навредить, на кого - наехать. Если мне грустно, а она будет петь, то я на нее обижусь. Если переешь сладостей, а она опять будет пахнуть тортиком, то может даже затошнить. и т. д.
Воспитатель. Как исправить плохое?
Дети. Предполагаемые ответы. Надо ее сшить из очень прочной ткани, научить просто ходить, а ездить только тогда, например, когда будет музыка. Пусть поет тогда, когда и другим весело. В животике пусть будет место, куда наливать жидкость с разными запахами, а не только запах тортика. и т. д.
Воспитатель. Незнайка благодарит вас за куколку помощницу. Он очень рад встречи с вами и хотел бы у вас взять интервью, отнести в редакцию, чтоб об этой встречи узнали все жители Цветочного города. Ребята, вы согласны дать Незнайке интервью? (Да).
Я Незнайке буду помогать, подходите парами к нам, мы зададим вам несколько вопросов:
- Какое у вас настроение?
- Что больше всего понравилось в гостях у Незнайки?
- Как вы считаете, куколка помощница понравится друзьям Незнайки? Почему?
- Вспомните, пожалуйста, о каких объектах мы сегодня составляли загадки?
- Что бы вы хотели сказать жителям Цветочного города?
- Если мы встретимся с Незнайкой еще раз, в какую игру вы бы с ним поиграли?