Масленникова Ксения Владимировна
Конспект занятия по развитию речи с использованием интеллектуальной карты «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»
Конспект занятия по развитию речи с использованием интеллектуальной карты «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
Составила: воспитатель
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием интеллектуальной карты „Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Ушинский К.Д.
- Темочки
МБДОУ «Детский сад №6»
Масленникова Ксения Владимировна
г. Волосово
2022г.
Цель: научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием метода интеллектуальных карт.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.
• Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.
Развивающие :
• Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.
• Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
Воспитательная:
• Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения с детьми.
Форма проведения: чтение, обсуждение, рассказывание.
Оборудование: картинки с изображением времен года, клей, фломастеры, посылка с подарками (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка, карточки (белые и чёрные, смайлики.
Возраст: подготовительная группа.
Предварительная работа: чтение художественной литературы «Утренние лучи», «Умей обожать»; беседы по иллюстрациям к рассказам К. Д. Ушинского; загадывание загадок; рассматривание картин «Времена года».
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, давайте поприветствуем друг друга (дети передают друг другу мяч по кругу с пожеланием доброго утра).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Кто-то приходил к нам в гости, пока нас не было в детском саду и оставил рисунки. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, нам пришла посылка. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки от времен года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?
Воспитатель достает предметы (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка, дети определяют, от какого времени года подарки.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.
Загадки:
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
Воспитатель приклеивает картинку зимы на ватман.
Воспитатель: Ребята, покажите одну карточку, у кого белые карточки, расскажите, что вам нравится зимой. У кого чёрные карточки, расскажите, почему вам не нравится зимнее время года. Ответы детей.
2. Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (весна)
Воспитатель приклеивает картинку весны на ватман.
Воспитатель: Расскажите, что интересного можно сделать весной. И что весной вам не нравиться. Ответы детей.
3. Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться … (лето)
Воспитатель приклеивает картинку лета на ватман.
Воспитатель: Лето – замечательное время года. Поделитеть впечатлениями о лете. Ответы детей.
4. Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Воспитатель приклеивает картинку осени на ватман.
Воспитатель: Что интересного осенью? За чем можно понаблюдать? И почему осенью бывает печально? Ответы детей.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать всё это? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, расскажите о своем любимом времени года. Ответы детей.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский. В этом рассказе вы узнаете какое время года было любимое у одного мальчика.
Чтение рассказа.
Беседа с детьми:
Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года) Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке) Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал) Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве). Какими словами мальчик сказал об осени? (осень лучше всех времен года, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки) Почему рассказ называется «Четыре желания»? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других) Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (каждое время года прекрасно по-своему)
Словарная работа (работа по тексту)
Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним. Что означает слово румяный? (красный, алый) Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера) Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю? (достаточно много) Что значит слово восторг? (веселье, радость) Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Физкультминутка "Мы на саночках катались. "
Воспитатель: Надеюсь вы немножко отдохнули. Ребята, вы хорошо запомнили текст? Предлагаю всем вместе составить умную карту к рассказу.
Составление интеллект-карты к тексту.
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. Внимательно слушайте и запоминайте. Мы будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и приклеивать соответствующие картинки на ватман.
Воспитатель читает рассказ.
Воспитатель: Итак, слушайте внимательно. «Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» – Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие картинки мы нарисуем рядом с изображением зимы? (горку, санки, коньки, карманную книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.
Воспитатель: Слушайте продолжение. «Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»
Воспитатель: Какие картинки нарисуем рядом с изображением весны? (бабочку, цветок, книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.
Воспитатель: Слушайте дальше. «Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: – Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку»
Воспитатель: А что нарисуем с изображением лета? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.
Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ. «Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»
Воспитатель: Предлагайте, что нарисуем с изображением осени? (яблоко, грушу, книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.
Воспитатель: Ребята, мы вместе составили карту по рассказу и у нас получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом подсказкой, по ним вы будете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно. Сначала немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Воспитатель: Я предлагаю вам составить рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет начать пересказ? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ? Помните, что самое главное при пересказе – четко и ясно передать последовательность событий.
Дети пересказывают рассказ по частям.
А кто хочет рассказать историю с начала до конца?
Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. В рассказе говорится : «Пришла весна». А как можно сказать по-другому? (Наступила.) В рассказе говорится : «набегался вволю». А как можно сказать по-другому? (вдоволь). В рассказе говорится : «нарвал цветов». А как можно сказать по-другому? (набрал, насобирал). С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ «Четыре желания») Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения, и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик (дети выбирают и поднимают смайлики).