Петренко Виктория Викторовна
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспектзанятия по развитию речи по
теме: «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»
Возрастная группа : старшая группа
Цель. Учить детей пересказывать текст по ролям.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ сказки Э, Шима „Соловей и вороненок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Образовательные: Формировать умение пересказывать текст сказки целиком и по ролям. Продолжать развивать монологическую форму речи.
Развивающие : Развивать умение произносить предложения с нужной интонацией. Продолжать формировать умение произносить слова и фразы, не убыстряя и не замедляя речь.
Воспитательные: Продолжать формировать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Методы и приё мы: Рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, создание игровой ситуации.
Предварительная работа: Беседы о временах года, наблюдение на прогулке за птицами; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов и стихов о птицах, отгадывание загадок.
Оборудование: аудио запись пения соловья, картинки с изображением зимующих птиц (ворона, сорока, воробей); картинки с изображением соловья, с изображением поющего соловья; текст сказки Э. Шима «Соловей и воронёнок».
Ход ООД:
Загадки о птицах:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина. (орла)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"
(Кукушка)
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
(Грач)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут ее. (сорока)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и. (совы)
Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?
Знать опять среди ветвей
Поселился.
(Соловей)
Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «4 лишний». Посмотрите на картинки и найдите лишнюю. ( На картинках: ворона, воробей, сорока, соловей.)
Ответы детей.
Воспитатель: Почему соловей – лишний?
Ответы детей: Соловей – перелётная птица, а ворона, воробей, сорока – зимующие.
Воспитатель: Правильно. Соловей – птица перелётная. Она зимует в Северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей насекомыми, ягодами и семенами растений.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинку и ответьте на вопрос: «Соловей – какой?»
Ответы детей.
Воспитатель: Соловей – маленькая, чуть больше воробья, птичка с рыжеватым хвостиком. Небольшую птичку называют пигалицей. Пигалица – это небольшая птичка.
Воспитатель: Когда соловей поёт, хорошо видно его клюв. Он коричневатого цвета с рыжеватой полоской и, поэтому про его клюв говорят: «Золотой носок». (Показ картинки поющего соловья.)
Воспитатель: Хотите послушать, как поёт соловей? (Прослушивание аудио записи.) Понравилось? Поёт соловей очень красиво и поэтому про него говорят «Серебряное горлышко».
Воспитатель: Послушайте сказку, которую написал Эдуард Шим «Соловей и воронёнок».
Чтение сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».
– Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
– Так глянь. Я и есть Соловушко!
Беседа по содержанию сказки :
- А вороненок знал, как выглядит Соловушко (Нет).
- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).
- Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?
Пигалица – небольшая птичка.
Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.
Работа с крылатыми выражениями.
- Что значит выражение: «Золотой носок», («Серебряное горлышко»?
Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья.
Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий, пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (В этой сказке 2 героя.)
Воспитатель: Как воронёнок описывает Соловушко (Золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож.)
Воспитатель: Как вы понимаете слово «пригож»(ответы детей)
Воспитатель: Пригож, пригожий – это значит красивый, милый.
А вороненок знал, как выглядит Соловушко (Нет). Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).
- А вы знаете, как выглядит соловей? Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.
Физминутка
Вот под елочкой зеленой
• Вот под елочкой зеленой
• Скачут весело вороны,
• (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
• Кар-кар-кар.
• (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
• Целый день они летали,
• (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
• Спать ребятам не давали,
• Кар-кар-кар.
• (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
• Только к ночи умолкают,
• Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
• Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)
• 2 часть
Речевое упражнение «Назови ласково».
- Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие? (Крылышки).
- Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький? (Клювик).
- Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие? (Глазки).
- У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие? (Перышки).
- Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня? (Головушка, головка).
- Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький? (Хвостик).
Повторное чтение сказки.
- Послушайте сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать.
Пересказ сказки.
Сказку по очереди пересказывают два ребенка. (По желанию).
Чтение сказки в лицах
- Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).
- Кто пойдет на роль вороненка?
- Кто - на роль соловушки?
(Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями-детьми).
Итог занятия.
Воспитатель: Чему учились на занятии? Что понравилось?
- Ребята, давайте обсудим, что же мы с вами делали сегодня?
- Что нового узнали?