Королева Виктория Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чтение стихотворений о весне».
Цель: обогащение опыта восприятия детьми произведений художественной литературы (чтение стихотворений о весне).
1. Образовательные:
Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, через анализирование художественной литературы (стихотворения о весне);
Закреплять у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам (признаки весны – весенний сезон);
Закреплять у детей умение использовать элементы речи – доказательства при отгадывании загадок;
Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихов о весне“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Весенние стихотворения для детей
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Читаем и заучиваем весенние стихи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2. Развивающие:
Развивать диалогическую форму речи: умение поддерживать непринуждённую беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей;
Способствовать продолжению развития умения соблюдать этику в рамках коллективного взаимодействия. ;
Формировать интерес к некоторым жанровым, композиционным, языковым особенностям произведений (стихотворение).
3. Воспитательные:
Способствовать обогащению представлений детей о речевом этикете;
Продолжать воспитывать умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
Материал и оборудование: коробка с цветами внутри (на заднем обороте цветов-загадки, иллюстрации для наглядного показа (ответы на загадки, сборник стихотворений авторов, портреты авторов, мяч для д/и «Весенние слова».
Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, беседа (вопросы к детям, стихотворение, рассматривание разнообразных иллюстраций, загадка).
Словарная работа: [/b]капель, валежник, брег, гласят, блещут, гонцы.
Предварительная работа: беседа о смене времен года/признаках весны, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций времен года, сравнение и анализирование разницы.
Организационный момент:
-Ребята, сегодня нам в группу прислали большую, красивую коробку.
*Внутри коробки – изображения весенних цветов, с обратной стороны написаны загадки*
-Дети, интересно узнать, что внутри коробки? Тогда скорее ставьте стулья полукругом на ковер и присаживайтесь поудобнее.
*Открываю коробку, показываю детям изображения весенних цветов*.
-Ребята, смотрите какие красивые цветы находились внутри коробки, а еще там были загадки для вас? Вы любите загадки?
Интеллектуальная разминка:
-Отлично, тогда слушайте первую загадку:
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю.
Движения полна,
зовут меня. (Весна).
*После каждого ответа детей на загадку, вывешиваю на доску иллюстрацию с ответом, т. е. наглядный показ*.
Все деревья спят зимой
Просыпаются весной
Ну, а раньше, чем листочки
Набухают. Это … (Почки).
Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький… (Подснежник).
Звенят, поют, торопятся
В весенние деньки,
И в реки устремляются.
Со звоном (Ручейки).
Пробиваюсь я в апреле –
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор… (Трава).
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап – звенит… (Капель).
-Ребята, кто мне скажет, что такое капель? Капель – это капли воды, которые образуются, когда капает вода с сосулек, (капель-капелька) когда снег растаял.
Основная часть:
-Ребята, подскажите, каким, одним словом, можно объединить все эти загадки? Правильно. Сейчас на улице апрель – это замечательный месяц весны, когда природа оживает и просыпается. Солнышко пригревает сильнее, снег почти везде растаял и бегут ручейки.
-Ребята, помимо загадок, есть огромное количество, песен, рассказов, стихов про весеннее время года.
Словарная работа:
В стихотворениях нам встретятся новые слова, давайте с ними познакомимся: 1) Густой валежник – это упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. 2) Сонный брег – это берег замерзшей реки. 3) Гласят – говорят, шумят; 4) Блещут – блестят; 5) Гонцы – в старину так называли человека, которого посылали куда-то со срочным известием.
*К каждому слову – наглядный показ, иллюстрация, описывающая слово*.
-Давайте все вместе, еще раз назовем эти слова.
*Дети повторяют новые слова за педагогом*.
Предлагаю познакомиться со стихотворением Самуила Маршака «Апрель»:
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
*На доску вывешивается портрет каждого автора, для ознакомления детей*.
-Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Объясните полно, почему?
-Кто мне напомнит, что такое капель?
-Мы с вами знакомились только что со словом «валежник», что же это такое?
*При необходимости, напоминаю детям, показывая иллюстрацию к словарной работе*.
-Отлично, тогда знакомимся со следующим стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
-Ребята, кто мне подскажет, о чем это стихотворение. Молодцы, вы правильно ответили на вопрос.
-Какие новые слова вы услышали в этом стихотворение? Что они значат? Напоминаю, что отвечаем по поднятой руке, полно. Молодцы!
*При необходимости помогаю и подсказываю*.
-Ребята, у нас осталось последнее на сегодня стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Весенняя гостья»:
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась,
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою».
-Дети, про какую птицу идет речь в стихотворение? Правильно, весенняя гостья – ласточка, которую также называют «вестницей весны».
Физкультминутка:
Давайте немного отдохнем, выходите на середину группы.
Проводится физкультминутка на тему «Пришла весна»:
Солнце, солнце высоко
Нам от солнышка тепло
Тает снег от лучей,
Звонко побежал ручей,
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните.
Дидактическая игра:
-Молодцы, ребята! Возвращайтесь на свои стулья.
Предлагаю поиграть в игру под названием «Весенние слова». Я называю слова, бросаю кому-то из вас мяч, а вам необходимо поймать и отгадать, о чем шла речь. Напоминаю, что мяч мы кидаем аккуратно, а также внимательно слушаем и отвечаем полным, развернутым ответом.
Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное — … (небо). Яркое, золотое, тёплое, ласковое — … (солнце). Первые, молодые, зелёные, клейкие — … (листочки). Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие — … (птицы). Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу — … (облака). Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная — … (сосулька).
Заключительная часть:
-Ребята, чем мы сегодня занимались? Правильно, мы отгадывали с вам загадки, что находились в коробке с цветами. Читали стихотворения таких авторов, как: С. Маршак, Ф. И. Тютчев, И. А. Белоусов.
-Напомните, какие новые слова мы с вами узнали, читая стихотворения? Правильно.
-Поиграли в игру «Весенние слова», каждый справился отлично, продолжил грамотно и складно предложение.
-Дети, вы молодцы! Наше с вами занятие закончено.
*Прошу пойти и помыть руки, просмотреть свое рабочее место*.