Татьяна Лисица
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями.
2. Осознавать и понимать идею басни.
3. Выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.
4. Понимать значение пословиц и связывать значение пословицы с ситуацией в басне.
5. Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.
6. Пополнить словарь детей образными выражениями из басни.
7. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с баснями И, А, Крылова“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, костюмы персонажей басен.
Предварительная работа: чтение басен И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Лисица и виноград», заучивание басен наизусть детьми.
Обогащение словаря: трудолюбивый, труженик, мастер – золотые руки, рукодельник, рукодельница, беззаботный, легковерный, льстивая, коварная, рдеют, яхонт.
Выражения из басен: из кожи лезут вон; воз и ныне там; хоть видит око, да зуб неймёт.
Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?
- Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.
- А ещё в литературе существует такой жанр, как басня. Что же это такое? Мы сегодня с вами узнаем. Басня - краткий рассказ в стихах или прозе, имеющий нравоучительный характер. В каждой басне высмеиваются и осуждаются пороки людей. Героями басен чаще всего являются животные, наделенные человеческими чертами. Басни известны с древних времен. Они возникли в народной среде как произведения устного народного творчества.
Сегодня мы познакомимся с баснями И. А. Крылова (показ портрета).
И. А. Крылов – русский писатель, баснописец, родился в Москве в XVIII (в 1769 г.) в семье армейского офицера. Детские годы Крылова прошли в г. Тверь. Крылов рано остался без отца, поэтому познал материальные лишения. Ещё подростком вынужден был поступить на службу писарем.
Затем он с матерью и маленьким братом переезжают в Петербург, где он устраивается на службу мелким чиновником. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, выучил французский и итальянский языки.
И уже в 14 лет написал комическую оперу «Кофейница». В 1786-88 годах создает комедии «Сочинитель в прихожей», «Проказники», где высмеивает безделье дворян (сословие состоятельных людей). Через несколько лет Крылов пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имели большой успех. Позже писатель устраивается помощником библиотекаря в императорскую Публичную библиотеку. И в 1809 году выходит его первая книга басен, о которых мы сегодня с вами будем говорить (показ книги, название басен, показ иллюстраций).
-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей).
- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)
- Какие пословицы о труде вы знаете?
1. Делу время – потехе час.
2. Трудиться – всегда пригодится.
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
4. Сделал дело, гуляй смело.
- Чему учат эти пословицы? (быть трудолюбивым).
Сейчас мы с вами послушаем басню «Стрекоза и Муравей». Попробуйте догадаться, что в ней высмеивается? (Чтение басни детьми по ролям Саша, Диана)
- О ком говорится в басне?
- О чем просила Муравья Стрекоза?
- Что ответил Муравей?
- Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)
В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне? (трудолюбивый, труженик). А какая Стрекоза? (легкомысленная, ленивая, беззаботная). Пословицы о лени.
Ребятки, мы уже сказали, что басня – это поучительная история. Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? (нужно трудиться, заботиться о себе).
В басне встретилось много интересных слов и выражений:
Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова? (наступает, приближается).
Помертвело чисто поле – почему так говорят? (опустело, пожелтело, ничего больше не растет)
Злой тоской удручена – (печальная озабоченная)
- А сейчас скажите, когда человека хвалят?
- Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать.
- А сейчас послушайте, кто в этой истории льстит и для чего? Чтение басни «Ворона и Лисица» (Вероника, Алина)
- Кто льстил в этой басне? Для чего она это делала?
- Какой вам показалась в этой истории Ворона? (глупая, легковерная, наивная, доверчивая)
- А какая в басне Лиса? (хитрая, льстивая, коварная, плутовка).
- Чему учит эта басня? (нельзя верить лести, нельзя быть слишком доверчивым).
- Как вы понимаете выражения : плутовка к дереву на цыпочках подходит? (крадется)
С ним была плутовка такова (убежала с сыром).
Музыкальная физкульт минутка
- А сейчас послушайте басню «Лебедь, Рак и Щука» и подумайте, в чем смысл этой басни? Чтение басни.
- Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?
- Как об этом говорится в басне?
- Почему же их дело «не шло на лад»?
- Как вы понимаете слова «из кожи лезут вон»?
- Найдите в басне слова, где дается поучение.
- Когда так говорят: «Воз и ныне там»?
- Ребятки, а в еще одной басне И. А. Крылова говорится о том, как Мартышка, Осел и Медведь решили сыграть квартетом.
- Кто знает, что такое квартет? (это игра на музыкальных инструментах вчетвером).
- А что же получилось у зверей в басне, мы сейчас послушаем.
Чтение басни.
- Получилась ли игра у зверей? Почему?
- Что предпринимали звери, чтобы сыграть?
- К кому обратились звери с просьбой помочь им сыграть?
- Что ответил Соловей? («Чтоб музыкантом быть, так надобно умение»).
- Какова мораль басни? (чтобы что-то сделать, нужно этому научится).
Вывод: Учиться всегда пригодится.
- А сейчас послушайте басню «Лисица и виноград». В басне много незнакомых слов. Например, слово «рдеть» - наливаться и краснеть на солнце. Виноградные кисти рделись – краснели на солнышке.
«Кисти, словно яхонты горят» - яхонт – драгоценный самоцветный камень красного цвета.
- О чем говорится в басне?
- Как Лиса пыталась достать виноград?
- Как вы понимаете слова «хоть видит око, да зуб неймет»?
- Какая Лиса в басне?
А сейчас слушаем еще одну басню, которая называется «Слон и Моська». (Максим, Даша) Моська – это кличка собаки. В басне встретится еще одна кличка собаки – Шавка. Обратите внимание на ее совет Моське.
Чтение басни.
Как вы думаете, почему Слон не обращал внимание на лай Моськи? (так как она маленькая и не представляла опасности).
- Моська понимала это?
- Что ей говорила Шавка?
- Чем объяснила Моська свое поведение? ( пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»)
- Какая Моська в басне? (задиристая, хочет, чтоб о ней говорили, будто она смелая).
Рефлексия:
- Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне как о жанре литературного произведения.
- Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы детей).
- Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.