Светлана Черникова
Конспект занятия по развитию речи «Лесные звери» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте их проживания; развивать речь.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей умение называть и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;
уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, месте обитания (бельчонок рыжий, живет в дупле; медвежонок – в берлоге; заяц серый, живет под кустом; лисенок в норе; волчонок – в логове);
формировать звуковую культуру речи, употреблять в речи труднопроизносимые слова (логово).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лесные звери“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивающие:
развивать связную диалогическую речь; умение отвечать на вопросы, различать и выделять в словосочетаниях прилагательные с существительными в роде и числе;
укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения звука «с»;
развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику детей.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к обитателям живой природы.
Словарь: берлога, дупло, нора, логово, пушистый, серый, рыжий, косолапый, мохнатый.
Материалы и оборудование:
Набор картинок «дикие животные», «лесная поляна», фломастеры, листы с изображением животного и его дома.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу! Утром на мой телефон пришло сообщение. Хотите узнать от кого оно? (Да)
-Давайте я прочитаю, а вы послушайте его.
Воспитатель читает сообщение:
«Здравствуйте, ребята! Мы потерялись. Нам нужна ваша помощь. Живем мы в лесу, у каждого из нас свой дом. Мы хотим скорее найти свой дом и своих родителей. Помогите нам!»
-Как вы думаете, кто же из лесных жителей мог потеряться? (ответы детей)
-Почему лесные детеныши потерялись?
- Ребята, вы хотите помочь лесным зверятам? (да)
-А мы справимся? (да)
-Давайте узнаем, кто же просит нас о помощи.
Закрываем глаза и произносим волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в весеннем лесу очутись!»
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1)уточнить представления детей о диких животных: внешний вид, место обитания; развивать связную диалогическую речь;
2)повторить умение детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; 3)укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения звука «с»;
4) тренировать мыслительные операции – сравнение и анализ, развивать внимание, воображение.
-Вот мы и в весеннем лесу.
Речевая игра «Весна пришла»
Мы тихонько в лес зайдем (ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (повороты головы влево, вправо)
Весной деревья подрастают (поднимают руки вверх,
К солнцу ветки направляют.
Ветер сильный налетает
И деревья он качает (покачивание рук)
Тише, тише не шуми
Лесных зверей хотим найти.
- Лес – это дом для птиц, насекомых и зверей. Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
- Почему их так называют? (потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду)
- Давайте назовем их (заяц, белка, лиса, волк, медведь).
Воображаемая ситуация.
Дидактические задачи: развивать фантазию, умение изображать состояние ребенка с помощью жестов и мимики.
-Ребята, давайте возьмем бинокль (изображают) и посмотрим, где же наши потерявшиеся животные.
-Кто это? (бельчонок)
-Бельчонок – он, какой? (рыжий, маленький, красивый, ловкий)
-Как называется дом бельчонка? (дупло)
-Давайте посмотрим, правильно ли вы сказали.
-Представьте себе, что бельчонка вы взяли на руки – погладьте его, он маленький, хочет к маме. Как зовут его маму? (белка)
-Белки устраивают себе домик высоко на дереве. Давайте, вместе покажем, как высоко и малыша аккуратно отдадим в домик к маме (встают на носочки).
- Как вы думаете, почему дупло белки находится так высоко? (чтоб другие звери не могли достать ни ее, ни ее малышей)
-Бельчонку мы помогли, теперь он в своем домике.
-Кто еще у нас потерялся?
-Медвежонок - он, какой? (коричневый, маленький, пушистый, неуклюжий)
-Как называется дом медвежонка? (берлога)
- Да, зимой медведь спит в берлоге - вот так (показывает
-Как зовут маму медвежонка? (медведица)
-У мамы медведицы зимой появляются в берлоге медвежата, и она кормит их молоком.
-А весной выводит на полянку погреться на солнышке. Потом они все вместе пойдут по лесу в поисках пищи. Наш мишка побежал к своей маме.
- Мама отличается от своего детеныша.
Игра «У медведя есть глаза, у медвежонка – глазки»
(нос - носик, уши - ушки, лапы-лапки, хвост – хвостик).
-Кто здесь сидит и дрожит?
-Зайчонок - он, какой? (серенький, маленький, пушистый, с длинными ушками)
-Где живет зайчик? (под кустом)
-У зайки нет домика, под кусточком или в небольшой ямке он поспал и убежал.
-Как зовут его маму? (зайчиха)
-Скачи скорее к маме!
-Почему у зайца шубка весной серая, а не белая? (ответы детей). Давайте проведем небольшой эксперимент и проверим. У меня две картинки, этот зайчик какой (серый, а этот какой (белый). Здесь весенняя полянка. Какому зайчику легче спрятаться весной от лисы или волка? (воспитатель накладывает зайчика на поляну).
–Значит, серенькая шубка весной зайчику нужна, чтобы выжить в лесу.
Музыкальная физминутка «Пляска лесных зверят»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать творческие способности.
-Кому же еще мы поможем найти свой дом?
-Лисенок - он, какой? (рыжий, маленький, красивый, хитрый, пушистый)
-Как называется дом лисенка? (нора)
-Вход в нору узкий, длинный, а внутри нора просторная, удобная. Как зовут маму лисенка? (лиса)
-Видите, как она рада, что нашелся ее малыш.
- Зачем лисе такой длинный, пушистый хвост? (следы заметать)
- Давайте, вместе покажем, как лиса ходит и следы заметает.
-Су-су-су – мы видели лису
-Са-са-са - всех запутала она,
следы хвостом замела (показ и повтор за воспитателем)
-Пойдем дальше, может еще кто-то потерялся?
-Волчонок - он, какой? (серый, маленький, пушистый)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для формирования звуковой культуры речи, употребления в речи труднопроизносимого слова (логово);
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;
3) развивать - зрительное и слуховое восприятие;
-Как называется дом волчонка? (мы не знаем)
- Значит это нам нужно узнать? (да)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1)актуализировать способ действия в ситуации затруднения - «спросить у того, кто знает»;
2) формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять в речи труднопроизносимые слова (логово);
3) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
(надо спросить у того, кто знает)
- Дом волка называют – волчье логово.
Запомните, ребята это новое слово, давайте вместе скажем логово.
(хоровые и индивидуальные ответы детей)
-Волки живут и охотятся стаями, свое логово они сооружают под корнями деревьев в густых зарослях.
-Как зовут маму волчонка? (волчица)
- Видите, как они рады, что нашлись.
-Волк-волк - волк в логове живет волк,
Волк завыл – у-у-у стало тихо в лесу (тихо – громко).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1)формировать умение пользоваться картинками – схемами животных для закрепления мест их обитания;
2)развивать речь, фантазию, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;
Игра «Кто, где живет?»
- Где живет волк? (в логове)
- Проводим дорожку от картинки животного к его домику (вместе с детьми находим домики животных: лисе – нора, медведю – берлога, белке – дупло, зайцу – куст).
-Молодцы, вы помогли всем малышам найти свой дом.
-Они все очень рады, давайте назовем всех наших потерявшихся зверят.
Пальчиковая игра «Веселые зверята»
Это - зайчонок, это бельчонок (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
Это - лисёнок, это - волчонок.
А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
- Нам пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза и произнесем слова: «Раз, два, три покружись и в детском саду окажись!».
- Вот мы снова в детском саду, присаживайтесь на стульчики.
5. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Где вы сегодня побывали? (в лесу)
-Кому и чем смогли помочь? (помогли малышам найти свой дом и маму)
-Молодцы, ребята, вам удалось помочь зверятам найти свои домики и родителей. Вы тоже никогда не убегайте от своих мам, это очень опасно остаться без родителей в незнакомом месте.
-Посмотрите, какая у нас в группе замечательная картина, но кого-то здесь не хватает. Как вы думаете, кого? (диких животных)
-Давайте поиграем с ними, они погуляют по лесной полянке, а потом мы проводим животного до его дома. (Игра на закрепление в самостоятельной деятельности).