Ильина Анастасия
Конспект занятия по развитию речи в форме игры-соревнования «Поможем Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара
Конспект
открытого занятия по развитию речи
Игра – соревнование
«Поможем Незнайке»
Старшая группа №10
Воспитатель – Ильина А. М.
Декабрь 2022 г.
Цель: Развитие речевой культуры дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки коммуникативного общения;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в форме игры-соревнования „Поможем Незнайке“» размещена в разделах
• упражнять в употреблении прилагательных;
• учить понимать содержание сказки;
• совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи;
• закреплять знания детей о сказке и рассказе.
Развивающие :
• развивать диалогическую связную речь, образное представление;
• расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
• развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Воспитательные:
• воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации.
Словарная работа: Олово, термометр.
Предварительная работа:
• чтение сказок и рассказов;
• просмотр мультипликационных фильмов;
• отгадывание загадок.
Методические приемы:
• словесные;
• наглядные;
• практические.
Ход занятия:
Воспитанники и воспитатель входят в зал и приветствуют друг друга и гостей:
Воспитатель:
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех,
Ждёт сегодня нас успех.
Я еще, скажу я вам –
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Дети заходят и встаю небольшим полукругом, после приветственного слова воспитателя садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями, которые пришли сегодня в этот зал посмотреть на вас. Давайте дружно их поприветствуем нашим приветственным стихотворением и подарим им свои улыбки:
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это ж просто,
Лучик солнца – это Вам!
Из-за двери появляется расстроенный Незнайка.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Что случилось? Чем ты расстроен?
Незнайка : А как мне не расстраиваться? Учитель в школе задал нам домашнее задание, а я второй час сижу, голову ломаю, а справиться не могу! Я ничего не знаю и не умею… Чтобы, например, составить рассказ про зиму, нужно много чего знать про зиму, уметь красиво говорить и писать… А у меня ошибка на ошибке! (на последних словах начинает плакать).
Воспитатель: Незнайка, тебе очень повезло, ведь мы с ребятами как раз хотим сыграть в интересную игру. Я думаю, для тебя это будет полезно и поможет в выполнении задания.
Незнайка : Как здорово! Ну что, поехали? Мне не терпится это увидеть!
Воспитатель: Ребята, у нас есть две команды – «Совята» и «Медведи».
Дети сидят на стульчиках, команды отделены друг от друга и обозначены эмблемами.
Воспитатель: Ребята, давайте по очереди назовем девиз команды. Команда «Совята» начинает.
Команда «Совята», представьте ваш девиз, пожалуйста.
«Глаза во тьме наши пылают, везде совята побеждают».
Команда «Медведи», теперь ваша очередь представить девиз.
«Напролом, словно медведи, смело движемся к победе!»
I ступенька. Рассказ или сказка?
Воспитатель: Молодцы, команды!
А теперь попробуем справиться с первым заданием. Играем по командам, поэтому сначала вопрос задается одной команде, а потом другой. Но помните: отвечать нужно, поднимая руку, выкрикивать не нужно.
Команда «Совята», начнем с вас. Я вам прочту небольшое предложение, а вам нужно подумать и сказать, о чем же в нем говорится.
«Это придуманная история о несуществующих на самом деле в жизни героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Все описываемое здесь – вымысел». (Сказка)
Воспитатель: Молодцы, «Совята», вы справились с заданием, но это еще не все.
А теперь очередь команды «Медведи».
«Это история о настоящих людях и событиях жизни. Все описываемое здесь – настоящая правда и может случиться с нами в жизни». (Рассказ)
Общее рассуждение (учувствуют обе команды)
1. Как называют человека, который составляет сказки и рассказы? (Автор, писатель)
2. Какие два вида сказок мы знаем? Если сказку или рассказ написал один человек и его имя мы знаем, то она… А если автором является несколько человек и их имена нам неизвестны, то сказка или рассказ… (Авторская, народная)
3. Какая главное различие сказки от рассказа вы знаете? (В сказке есть волшебство, а в рассказе её нет).
Незнайка : Ой, какие вы смышленые, ребята! А у меня есть для вас красивые жетончики! И за каждый правильный ответ в корзинки команд я буду добавлять эти жетончики, а в конце посмотрим, у кого их будет больше. Сейчас в корзинку каждой команды я положу по одному жетончику.
Воспитатель: Да, молодцы ребята! И раз уж мы справились с заданием, мы тихонечко встанем со стульчиков и по командам встанем на первые ступеньки: команда «Совята» у красной ступеньки, а команда «Медведи» у зеленой ступеньки под номером один.
I ступенька. Разложи картинки правильно.
Воспитатель: Ребята, следующее задание называется «Разложи картинки правильно». На столе каждой команды разложены картинки из одной сказки и одного рассказа. Но вот проблема – кто-то перепутал порядок карточек и получилась неразбериха. Ваша задача - внимательно их рассмотреть, расставить карточки в правильном порядке (Так, как было в сказке и по рассказу) и вспомнить названия этих сказки и рассказа. Эти произведения знакомы нам, мы их читали. У нас должны остаться так же два ряда картинок, но картинки между собой нам нужно поменять местами. Я даю вам немного времени подумать и разложить, а по моей команды мы закончим. Начинаем.
Дети совместно с воспитателем и Незнайкой раскладывают изображения по сюжету произведений, затем озвучивают названия.
Воспитатель: Ребята, закончили выполнять задание. Давайте проверим.
Команда «Совята» - рассказ «Фантазеры» детского писателя Николая Носова и сказка «Оловянный солдатик» датского писателя Ханса Кристиана Андерсена.
Команда «Медведи» - рассказ «Живая шляпа» детского писателя Николая Носова и сказка «Принцесса на горошине» того же датского писателя Ханса Кристиана Андерсена.
Воспитатель: Молодцы, Ребята.
Незнайка : Да, действительно, молодцы! В корзинку каждой команды я кладу жетончик за верные ответы. (Также Незнайка хвалит команды за коллективность, за дисциплину и т. д. и награждает за это жетонами)
Словарная работа: Олово – материал, из которого был сделан оловянный солдатик. Легкий металл.
Воспитатель: Ребята, нас ждет вторая ступенька.
II ступенька. Скажи о снеге.
Воспитатель: Ребята, следующая ступенька называется «Расскажи о снеге». Вам необходимо будет ответить на вопрос «Какой снег?». А помогут вам в этом карточки. На одной половине карточки изображен снег, а на второй – изображение – подсказка. Например, если на одной стороне карточки изображен снег, а на второй молния, что мы можем сказать о снеге, как вы думаете?
(Молния сверкает – снег сверкающий)
Результаты:
1 команда
1. Легкий снег (снег + весы);
2. Пушистый снег (снег + котенок);
3. Блестящий снег (снег + золото);
4. Холодный снег (снег + мороженое);
5. белый снег (снег + молоко);
6. Сыпучий снег (снег + песочные часы);
7. Мокрый, сырой снег (снег + вода);
2 команда
8. Липкий снег (снег + клей);
9. Мягкий снег (снег + подушка);
10. Колючий снег (снег + ёж);
11. Воздушный снег (снег + воздушный шарик);
12. Слепящий снег (снег + солнцезащитные очки);
13. Переливающийся снег (снег + гирлянда).
Воспитатель: Как быстро мы справились с заданием. Незнайка, ты дашь нам жетоны?
Незнайка : Конечно! Кладу в корзинки обеих команд жетоны за правильные ответы, а команде «Медведи» еще и за дисциплину (к примеру, за то, что все поднимали руки, а не выкрикивали.
Ребята, вот незадача! Я совсем не успел закончить в школе рисунок, может быть, вы и в этом мне поможете? (Конечно, да)
Воспитанники совместно с воспитателем и Незнайкой выполняют задание «Закончи рисунок».
Незнайка : Ух ты, какие красивые рисунки у нас получились! В благодарность я даю вам жетончики!
Воспитатель: Разрешаю вам, ребята, вступить на третью ступеньку.
III ступенька. Исправь ошибку.
Незнайка : (расстроенно) Я ничего не пойму! Учитель все мои записи перечеркнул! Видимо, и здесь у меня ошибки…
Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка! Я думаю, что нашим ребятам не составит труда помочь тебе исправить ошибки. Давай я посмотрю (воспитатель берет тетрадь Незнайки и зачитывает задание).
Ребята, нужно помочь Незнайке. Давайте решим так: я буду зачитывать вам по очереди каждой команде выражения, в которых допущена ошибка, ваша задача – исправить выражение и произнести верно. Не забудьте, что выкрикивать нельзя, нужно поднимать руку. Теперь начнем с команды «Медведи».
1. Снеговик катит снежный ком для девочки. – Девочка катит снежный ком для снеговика.
2. Разрисованные окном морозы. – Разрисованные морозом окна.
3. Солнце тает от снеговика. – Снеговик тает от солнца.
4. Снежная постройка радовалась девочкам. – Девочки радовались снежной постройке.
5. Покрасневшие от щёк морозы. – Покрасневшие от мороза щёки.
6. Мальчики спускали снежные комы друг на друга для изготовления снеговика. – Мальчики поднимали снежные комы друг на друга для изготовления снеговика.
7. Подтаявший на солнце снеговик становился с каждым днем выше. – Подтаявший на солнце снеговик с каждым днем становился ниже.
8. Зимой появились проталины. – Весной проявились проталины.
Незнайка : Какие вы шустрые и смышленые, ребята! Нравится мне с вами учиться и становиться умнее! Положу в корзинки вам жетоны!
А теперь, мне кажется, нам пора пройти на четвертую ступеньку.
Воспитатель: Да, ты точно заметил, Незнайка! Приглашаю вас, ребята, на следующую ступеньку.
Теперь, ребята, нам необходимо будет работать самостоятельно. Перед вами на мольбертах представлены картинки. Я предлагаю вам побыть немного в роли писателей и составить по этим картинкам свой собственный рассказ. Но задание осложнено тем, что картинки перепутаны. Надо восстановить последовательность картин и составить по ним рассказ, который вы потом нам всем расскажете. Не забудьте, что отвечать нужно полным ответом, описывать картинку подробно и красивыми словами.
Предлагаю вам сесть в парах, чтобы потом рассказать свои рассказы друг другу. А мы с Раисой Николаевной и Незнайкой будем к вам подходить и помогать.
Но прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним по таблице, о чем можно говорить в рассказе.
На мольберте представлена таблица «Алгоритм составления рассказа».
Воспитанники совместно с воспитателем комментируют таблицу составления рассказа, затем работают в парах: обговаривают, обсуждают друг с другом картинки и придумывают рассказ. После чего несколько участников от каждой команды представляют свой рассказ гостям.
Незнайка : Ох, как здорово, ребята, мы провели время! Оказывается, выполнение домашнего задания может быть веселым!
Я восхищен вами и поэтому хочу вручить вам медальончики и сладкий подарок, который передам воспитателю и вы его поделите в группе!
После вручения медальонов Незнайка и воспитанники прощаются, воспитатель благодарит детей за активную работу.
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за сегодняшнюю нашу игру! Мы назвали с вами сегодня отличия сказки и рассказа, вспомнили всем известные рассказы и сказки, исправляли различные ошибки, с помощью подсказок вспомнили каким бывает снег, а главное – самостоятельно придумали целый рассказ! Я рада, что Вы играли дружно! И хоть каждая команда очень сильная, сегодня победила дружба! Вы большие молодцы!