Елена
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Уточнить и обобщить представление о характерных признаках весны, расширять знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме (утро года, капельник, проталины, снегогон, месяц живой воды, цветень, песенник, весенняя страда, комбайн, сеялка, пашут, линька, расширять представление об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
Учить составлять короткие рассказы из личного опыта по иллюстрации;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.
Задачи:
Социально- коммуникативное развитие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
Познавательное развитие :
Закреплять в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе.
Речевое развитие :
Активизировать словарный запас детей.
Художественно- эстетическое развитие :
Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы;
Закреплять навык координации пения и движения при исполнении песни-танца.
Физическое развитие :
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья по средствам физкультминуток (песен-танцев).
Дидактический материал:
Демонстрационный материал: иллюстрации «Весна» и «Весна ранняя», репродукция «Половодье», «Подснежник», черный ящик, скворечник.
Раздаточный материал: карточки «Птицы», «Одежда», «Насекомые», «Животные», «Весенняя посевная», «Посевная на Руси», «Опасные игры весной», «Появление листьев», «Обведи по точкам», пазл «Дом весны», улитки – накладки, цветные палочки цветов радуги.
Оборудование: музыкальный центр, магнитные планшеты.
Предварительная работа: прогулки, наблюдение за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, отгадывание загадок, заучивание стихов.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Ход занятия:
Вводная часть:
Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной обстановки, настроить детей на занятие.
Восп. Предлагает поприветствовать гостей и выбрать жюри, пожать друг другу руки, улыбнуться, разбиться на две команды, придумать название команд, занять свои места.
Дети приветствуют гостей, друг друга, делятся на команды, придумывают название команд и занимают свои места за круглыми столами.
Основная часть:
Цель: выявить и уточнить знания детей о : 1. смене времен года, 2. признаках весны, 3. изменениях в природе.
Восп. Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычная игра. Мы играем как настоящие знатоки, один за всех и все за одного. А о чем будет наша игра нам подскажет загадка - стихотворение Л. Акима:
Долго шла она тайком от ветров и стужи.
А сегодня босиком шлепает по лужам.
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапой верба. (весна)
Воспит. У меня в руках конверты с заданиями, которые вы будите отгадывать и зарабатывать баллы для своих команд.
Конверт № 1.
Ответьте на вопросы:
Какая самая главная задача у весны, для чего она сменяет зиму?
Как называют первый месяц весны? Как его называют в народе? Почему?
Какой месяц приходит за мартом? Как его называют в народе? Почему?
Каким месяцем оканчивается весна и как его называют в народе? Почему?
Какой главный праздник мы отмечаем в марте? Чей он?
Какой главный праздник мы отмечаем в апреле? Какой православный праздник есть в апреле? Что мы готовим к столу в этот день?
Какой главный праздник мы отмечаем в мае? Чей он?
Конверт №2.
«Что перепутал художник?»
Команды получают две одинаковые картинки по произведению Некрасова «Дед Мазай и зайцы» и находят несоответствие тексту.
Конверт «3.
Отгадать загадку-стихотворение Т. Белозерова:
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли (подснежники) – Снегурочкины слезы?
Как называют подснежник в разных странах? Почему подснежник?
Конверт № 4.
Карточки с изображением птиц.
Какие птицы зимовали вместе с нами? Какие из них улетят весной?
Какие птицы возвращаются весной из дальних краев? (показать).
Внимание – черный ящик!
Что в нем нам поможет отгадать загадка (про скворечник).
А какие еще вы знаете домики птиц? Из чего они их строят?
Конверт № 5.
Две репродукции «Весна» и «Весна ранняя». Где какая и почему?
Конверт № 6.
Набор картинок «Одежда». Разложить в правильной последовательности одевания, найти чего не хватает и что не относится к весенней одежде.
Конверт № 7.
Набор карточек «Насекомые».
Назвать насекомых, рассказать откуда они появляются весной.
Конверт № 8.
Набор картинок «Животные». Рассказать о животных весной.
Загадки:
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом (белка).
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета (заяц).
Танец «Весна».
Конверт № 9.
Картинки с изображением того, как ребятишки сбивают сосульки палками. Объяснить, что ребята делают неправильно т почему это опасно.
Конверт № 10.
Картинки с изображением «Весеннего сева хлеба» в наше время и в старину.
Взрослые говорят: «Началась весенняя страда». Что такое – весенняя страда и откуда пошло это название? (рассказ по картинкам).
Что еще сажают весной (овощи и фрукты) и как называются эти места? (огород, сад, грядки, клумбы, палисадник, дача).
Музыкальная пауза – физкультминутка танец «Весна».
Конверт № 11.
Две одинаковые картинки «Весна». Перечислить весенние явления.
Конверт № 12.
Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
- март, апрель, май, январь.
- медвежонок, бельчонок, теленок, лисенок.
- бабочка, шмель, соловей, муравей.
- трактор, грабли, лопата, тяпка.
- капель, ручей, ледоход, снежная буря.
Конверт № 13.
Внимание – черный ящик.
Зачитывается короткий рассказ:
Пригревает солнышко, снег темнеет и тает. Из окрестных лесов ручейки стекаются в реку. В конце апреля на реках начинается ледоход. Льдины плывут по реке и тают, а талая вода заливает все вокруг. Какое весеннее явление природы изображено на картине в черном ящике?
Конверт № 14.
Две одинаковые картинки «Процесс появления листьев». Рассказать по картинке как и откуда появляются листья.
Конверт № 15.
Картинка на весеннюю тематику «Обвести по точкам» на каждого ребенка. Чья команда обведет быстрее и аккуратнее.
Конверт № 16.
Закончить народные приметы:
Вороны купаются ранней весной – к теплу.
Ранний прилет жаворонков и грачей – к теплой весне.
Много головастиков в луже – к урожайному лету.
Если весной летит много паутины - лето жаркое.
Теплый февраль – холодная весна.
Ранняя весна – летом много непогожих дней.
В марте день с ночью – равняется.
Увидел грача – весну встречай.
Конверт № 17.
Каждой команде дается пазл из пяти треугольников. На магнитном планшете на скорость нужно сложить пазл «Дом весны».
Конверт № 19.
Загадки о весне и весенних явлениях природы.
Конверт № 20.
Команды на скорость выкладывают улиток – одни, тех что ползут влево, другие, тех что ползут вправо.
Конверт № 21.
Сложить из разноцветных палочек радугу. Чья команда быстрее, правильно сложит.
Заключительная часть:
Цель: учить позитивным способам общения. Воспитатель хвалит детей, благодарит за работу на занятии, награждаются победители. Предлагает детям и гостям высказать свое мнение. Дети по желанию танцуют танец «Весенняя капель».