Елена Гилькарова
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Хлеб-всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему :
«Хлеб - всему голова!»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников „Хлеб-всему голова!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Образовательные: Уточнить представление о хлебе, продолжать обогащать представление детей о профессиях.
Развивающие : Развивать любознательность детей, мышление, мелкую моторику.
Речевые: Обогащать словарь: хлеборобы, агроном, тракторист, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающую пахоту, сев, хлеб растет,жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на прилавках.
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу:
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель читает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(Хлеб)
- Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
ХЛЕБ.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким.)
-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.
Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь и т. д.
- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
- Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Растут всё лето под привольным ветром. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба, как - бы не сломились колосья и не полегли.
-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет.
Ребенок:
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Ребенок:
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, сберегло.
(С. Погореловский.)
Ребенок:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он, под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест";
«Плох обед, когда хлеба нет»;
«Не в пору обед, когда хлеба нет».
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
«Хлеб в трудах добывается,
Сам собой не родясь,
Хлеб не просто богатство,
Хлеб - опора для нас!
Каждый к хлебу причастен,
Будем бережны все!
Будет хлеб – будет счастье,
Будет жизнь на земле!»
А сейчас поиграем! (Игра с мячом)
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
А закончить занятие мне хочется стихотворением «Пекарь»
Пекарь, пекарь
Из муки испеки нам колобки
Дa сушки — Ванюшке,
Дa баранки — Танюшке,
Дa бублики — Гришке,
Дa пирог – Маришке
Вот он —
Хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он — теплый, золотистый
Словно солнцем залитой
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал? пришел
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло
В нем земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем.
По старинному русскому обычаю, отведайте каравай.
Сюрпризный момент.
- А вот и каравай наш уже и готов, да какой красивый, румяный, он получился. После занятия вы и попробуете.
Заключительная часть
Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Итог.
Ну вот, наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.