Сэлмэг Жалсанова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Моя Родина — Мухоршибирь»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Земляничка» п. Саган-Нур.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ.
Тема: Моя родина – Мухоршибирь.
Воспитатель: Жалсанова С. Н.
п. Саган-Нур
2017г.
Цель:
Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
1. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – Мухоршибирь.
2. Уточнять и обогащать знания детей о Мухоршибирском районе.
3. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении основных свойств предмета.
4. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
5. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
6. Развивать внимание, мышление методами ТРИЗ :
Материалы и оборудование: картины чудесная лесенка, береза, магнитофон, презентация «Мой Мухоршибирский район», мольберт, магниты.
Методы и приемы:
1. Словесный - метод мозговой штурм, метод хорошо - плохо, метод эмпатии, метод синектики аналогии, системный оператор, рассказ детей рассказы о предметах из собственного опыта.
2. Наглядный – показ схемы «Чудесная лесенка».
3. Практический – Физминутка «Релаксация», выполнение танцевальных движений под музыку «Флэшмоб».
4. Метод похвалы.
Реализация образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Животный мир», «Растения и деревья»;
- Просмотр презентации достопримечательности «Мухоршибирского района», «Лекасртвенные растения Бурятии», «Известные люди мухоршибирского района»;
- Беседы о деревьях, животных, ягодах, лекарственных растениях;
- Рассматривание иллюстрации на темы: «Моя малая родина»;
- Наблюдение в природе;
- Речевыеие игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов», «Хорошо-плохо», «Теремок», «Маша - растеряша», «угадай, что я загадала», «Фантазия», «Чем был чем стал».
Работа с родителями :
Консультация : «Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ».
Ход совместной образовательной деятельности
«Игра – Приветствие»
Здравствуйте ребята!
Встанем рядом по кругу, (дети становятся по кругу)
Скажем «Здравствуйте!» - друг другу (берутся за руки)
Нам здороваться не лень: (делают руками качели)
Всем «Привет!» и «Добрый день!» (поднимают руки вверх)
Если каждый улыбнется – (показывают имитацию улыбки)
Утро доброе начнется!
Воспитатель: - Ребята вам нарвится утро? Кому нравится утро?
Воспитатель: - А мне ребята нравится, когда приходят гости!
Воспитатель: По какому случаю приходят гости?
Отведы детей: на день рождения, на праздники.
Воспитатель: У кого могут быть дни рождения?
Ответы детей: у людей, животных, города, района, памятников, ручки и т. д.
Воспитатель:- Район, в котором мы живем недавно отпраздновал свой юбилей. Ему исполнилось?
Дети: 90 лет.
Воспитатель: Наш район очень красивый, он называется?
Ответы детей: Мухоршибирский.
Воспитатель: и я приглашаю вас на экскурсию.
- Как вы думаете, на чем мы можем отправиться на экскурсию?
Ответы детей (пешком, на автобусе и т. д.)
- Я предлагаю пойти пешком, потому что так можно увидеть много интересного, согласны?
Зучит музыка (Дети проходят возле стульчиков).
Воспитатель: - куда это мы пришли?
Дети: в лес.
Воспитатель: (я хочу в этом лесу отдохнуть. Если вы желаете можете присоединится ко мне) Давайте в этом лесу с вами отдохнем. Присаживайтесь поудобнее.
Воспитатель: - А какие деревья растут в лесах нашего района?
Ответы детей: сосна, рябина, ель, береза, черемуха.
В лесах произрастает множество лекарственных растений, широко используемых в народной медицине. Может вы ребята знаете лекарственные растения нашего района?
Дети: крапива, одуванчик, чабрец, подорожник, чистотел, мать-и-мачеха.
Да действительно эти растения очень полезные, и используются в медицине.
Воспитатель: - В осеннюю пору поспевает множество диких ягод.
Дети: - брусника, черника, голубика, смородины, облепиха, черемуха.
Воспитатель: Какие животных мы можем встретить у нас в лесах?
Дети: живут суслики, лисы, белки, соболь, зайцы, медведи, кабаны, рыси.
Воспитатель: - Ребята, а вы ничего не замечаете? Все ли животные леса?
Дети: - кошка.
Воспитатель: - Может ли кошка жить с дикими животными? Как кошка может приспособится жить в лесу?
Воспитатель: - Как хорошо у нас в лесу.
Звучит музыка. Я приглашаю вас встать вокруг озера. (имитация озера из ткани)
Релаксация:
- Закройте глаза, подставьте лицо свежему ветерку-
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
Воспитатель: - вы отдохнули, получили заряд бодростьи от природы.
А теперь можем продолжить нашу экскурсию. Я предлагаю вам поиграть. Проходите сюда к доске. Что это?
Дети: лесенка.
Воспитатель: - правильно ребята это лесенка, мы будем по ней подниматься. На каждой ступеньке нас ждут задания. Я предлагаю вам присесть на подушки по кругу. (дети садятся на подушки).
Например. – Вывешивается карточка (Береза)
1. ступенька - Что это? Правильно.
Поднимаемся выше
2. ступенька - Где можно увидеть много берез?
Дальше по ступеньке поднимаемся
3. ступенька - Из каких частей состоит береза?
Шагаем дальше ребята
4. ступенька - Если березу обхватить руками, какую форму они примут?
Еще на одну ступеньку выше стали
5. ступенька - Какой мы будем использовать цвет чтобы нарисовать березу?
Поднимаемся дальше
6. ступенька – Какая по величине может быть береза? (Игра «Хорошо-плохо»)
Еще выше поднялись.
7. ступенька - Физическое состояние объекта (твердое, жидкое, газообразное).
Поднимаемся на другую ступень.
8. ступенька - С чемем сравнить можно березку? (С кем ее можно сравнить). есть более красивое сравнение с березой нам раскажет Саша К. прочитав стихотворение. с кем сравнивает березу?посмотрите на картинку на красавицу и в правду она похожа на кого?
и еще выше на одну ступень поднимаемся.
9. ступенька - Какая польза (вред) от березы? (стих ребенка) молодцы дети поднимаемся выше.
10. ступенька - Чем была в прошлом береза (мнемотаблица) и чем станет в будущем? Что нужно делать, чтобы сохранить ее как можно долше красивой? Пднимаемся выше.
11. ступенька - Что произойдет, если все березы исчезнут?
Поднимемся на самую высокую ступень.
12. ступенька - Эмпатия. Сейчас мы на нее поднимемся вставайте ребята, уберите подушки и представьте что березы и стоите в лесу, что вы чувствуете? (включается музыка – релаксация береза).
Воспитатель: - Наша прогулка продолжается. Наш район славится не только природой, здесь выпускают сельхозяйственную продукцию. А какие продукты выпускает наш район вы мне скажите в игре «Что получилось».
Я буду называть продукт, а вы отвечаете, что из него получится.
Игра с мячом:
Из мяса мы получаем?
Из зерна мы получаем?
Из молока мы получаем?
Замечательно дети эти все продукты выпускает на заводах нашего района.
Вот и закончилась наша экскурсия
Ребята с чего мы начали нашу прогулку?
Воспитатель: - наша прогулка началась с того, что наш район отпраздновал свой день рождения. Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?
Заключительная часть.
В. – на праздниках принято проводить массовые мероприятия один из них флэшмоб.
Что такое флэшмоб?
- Флэшмоб - это танец, который танцуем все.
Воспитатель: - Ребята я приглашаю вас на флэшмоб и наших гостей тоже.
Музыка
Воспитатель: - Спасибо всем за внимание до скорых встреч.
В конце танца дети машат гостям и уходят.
Самоанализ конспекта НОД.
Представляю вашему вниманию анализ образованельной деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ по тема «Моя родина – Мухоршибирь».
Цель: - Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
1. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – Мухоршибирь.
2. Уточнять и обогащать знания детей о Мухоршибирском районе.
3. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении основных свойств предмета.
4. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
5. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
6. Развивать внимание, мышление методами ТРИЗ :
Материалы и оборудование: картины чудесная лесенка, картина береза, магнитофон, презентация «Мой Мухоршибирский район», мольберт, магниты.
Методы и приемы:
1. Словесный - метод мозговой штурм, метод хорошо - плохо, метод эмпатии, метод синектики аналогии, системный оператор, рассказы детей рассказы о предметах из собственного опыта.
2. Наглядный – показ схемы «Чудесная лесенка».
3. Практический – Физминутка «Релаксация» выполнение танцевальных движений под музыку «Флэшмоб».
4. Метод похвалы.
Реализация образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Животный мир», «Растения и деревья»;
- Просмотр презентации достопримечательности «Мухоршибирского района», «Лекасртвенные растения Бурятии», «Известные люди мухоршибирского района»;
- Беседы о деревьях, животных, ягодах, лекарственных растениях;
- Рассматривание иллюстрации на темы: «Моя малая родина»;
- Наблюдение в природе;
- Речевыеие игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов», «Хорошо-плохо», «Теремок», «Маша - растеряша», «угадай, что я загадала», «Фантазия», «Чем был чем стал».
Работа с родителями :
Консультация : «Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ».
При планировании образовательной деятельности были учтены программные требования и возрастные особенности детей, была проведена предварительная работа. И представленнная образовательная деятельность была итоговой, таким образом задачи были поставлены такие как систематизировать, закрепить знания детей, умения излагать свои мысли.
Весь сюжет образовательной деятельности построен на игре – прогулка по району, в процессе, которого дети практическим путем сиситемтизируют полученные знания о своем районе.
Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы ТРИЗ : Метод синектики (эмпатия) - предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации (Я береза стою в лесу); Метод - Системный оператор (в игре с мячом «Чем был чем стал»;. Чередование методов и приемов позволили удержать внимание детей на протяжении всей образовательной деятельности. Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью вопроса «Мне нравится когда?».
В основную часть НОД были включены задания на повторения изученного и активизацию опорных знаний. Это было сделано с помощью презентации «Моя родина». Задания были направлены на умственную деятельность. Наиболее яркие впечатления и интерес вызвало игра «Чудесная лесенка» которая развивало позновательный интерес, вызвало высокую речевую активность. Дети передавали свой опыт, делились собственным опытом, отвечали на вопросы, делали выводы.
В середине НОД с целью снятия напряжения, повышения умственной работоспособности, была проведена физкультминутка - релаксация.
В заключительной части и были подведены итоги НОД выполняли танцевальные движения под музыку.
Смена видов деятельности (познавательной, игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.
На протяжении всей образовательной деятельности пыталась учитывать высказывания всех детей. В случае затруднительной ситуации помогала ребенку.
В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование. Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, двигательных способностей детей. На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием единого сюжета по средствам мультимедийной презентации, игр. В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать интерес к живой природе. Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались возможности каждого ребнка.
Для активизации мыслительной деятельности задавались задания и вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?»). В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, совершенствованием грамматического строя речи.
Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий свидетельствует о качестве усвоения детьми материала непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Цель и задачи достигнуты, эффективно использовались методы и приемы. Удалось сохранить темп НОД и избежать перегрузки и переутомления. Непосредственно образовательная деятельность получилась насыщенной