МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Что хорошо и что плохо?» (подготовительная группа)

Ольга Форостюк
Конспект занятия по развитию речи «Что хорошо и что плохо?» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи совместно с занятием

по художественной литературе

в подготовительной к школе группе

на тему: «Что хорошо и что плохо.

Воспитатель 1кв. категории:

Форостюк О. Ю.

Актуальность

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Что хорошо и что плохо?“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Влияние художественной литературы на развитие речи у детей дошкольного возраста очень важно, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Изучению данного вопроса посвящено много работ: например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин др.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, которыми оперирует ребенок. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Цели занятия :

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в данной организованной образовательной деятельности;

- продолжать знакомить детей с нравственными категориями добра и зла;

- введение нового понятия - добродетели

Задачи:

Воспитательные:

- воспитание у детей доброжелательности и чувства взаимопомощи, развитие эмпатии;

- воспитание усидчивости, умения слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей;

- учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл; подвести к пониманию идеи произведения;

- уточнить понятия о нравственных

Образовательные:

- углубление чувства причастности к окружающему миру, бережного отношения к животным;

- закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме занятия;

- развитие связной речи;

- развитие психических процессов: внимания, мышление, памяти;

- развитие общей моторики;

- формирование грамматического строя речи, обучение пересказыванию.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы работы:

- словесные

- наглядные

- игровые

Предварительная работа: Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь», чтение пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций; беседа с детьми о значении непонятных для детей слов. Встречающихся в тексте.

Обогащение активного словаря: вече, вечевой колокол, вечевая площадь, верховая лошадь, славянский город, стреха, благодарность, милосердие.

Оборудование и наглядный материал: изображение дерева, «дороги добра» и «дороги зла» (из цветной бумаги); черная и белая ленты для физкультминутки; аудиозапись песни «Дороги добра»; Хрестоматия ; карточки с названиями добрых и злых качеств души; две картинки с изображениями человека и коня.

План занятия.

1. Введение в тему занятия;

2. Работа с текстом (раскрытие основных понятий в согласии с задачами и целями);

3. Физкультминутка;

4. Беседа о добродетелях – добрых качествах души человека;

5. Вывод по занятию совместно с детьми;

6. Оценка деятельности детей на занятии.

Ход занятия.

Воспитатель собирает детей около себя на ковре.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами важное и интересное занятие, поэтому нам нужно настроить внимательные глазки, чуткие ушки, острый ум. Готовы? Тогда начинаем. Воспитатель предлагает детям поудобнее устроиться на ковре.

Работа с текстом.

Воспитатель напоминает детям о прочитанной на кануне сказке К. Ушинского «Слепая лошадь».

Вопрос к детям: Вам понравилась сказка?

Ответы детей:

- Да, понравилась.

- Хорошая сказка.

- Грустная сказка.

Вопрос к детям:

Как звали лошадь Уседома?

Ответы детей:

- Догони-Ветер.

Вопрос к детям:

Что случилось с Уседомом, когда он ехал на своем коне через большой и темный лес?

Ответы детей:

- На них напали разбойники.

- У разбойников были топоры и ножи.

Вопрос к детям: Что сделал Догони-Ветер?

Ответы детей:

- Он очень быстро побежал.

- Разбойники погнались за ними.

- Догони-Ветер очень быстро бежал и разбойники их не догнали.

- Догони-Ветер сильно бежал и спас хозяина.

-Вопрос к детям: Что случилось с конем, когда он прискакал домой?

Ответы детей:

- Конь сильно устал и хотел пить.

- Ленивый работник раньше времени его напоил.

- Конь заболел и ослеп.

- У него ослабли ноги.

Вопрос к детям: Как поступил Уседом с Догони-Ветром?

Ответы детей:

- Уседом обещал хорошо кормить коня, но обманул.

- Уседом выгнал Догони-Ветра за ворота.

- Уседом купил себе другую лошадь.

- А работники побили палкой, когда Догони-Ветер не хотел уходить.

Вопрос к детям: Что случилось потом с бедным слепым Догони-Ветром?

Ответы детей:

- Ему негде было спать и негде спрятаться от холода.

- Догони-Ветер хотел кушать и пошел искать еду.

- Он пришел на вечевую площадь.

Вопрос к детям: Расскажите, что было потом?

Ответы детей:

- Догони ветер набрел на столбы, на которых весел вечевой колокол и случайно дернул за веревку.

- Все люди услышали и прибежали на площадь.

- Люди узнали, что богатый Уседом выгнал из дома слепую лошадь, которая спасла ему жизнь.

- Люди позвали неблагодарного Уседома и приказали ему кормить лошадь до самой ее смерти.

Вопрос к детям: Ребята, скажите, какой Уседом? Можно ли его назвать добрым, милосердным, благодарным?

Ответы детей:

- Он злой.

- Он поступил плохо.

- Уседом обидел свою лошадь.

Вопрос к детям: Скажите, какой Догони-Ветер?

- Он добрый.

- Догони-Ветер хороший.

- Он спас своего хозяина.

Воспитатель: Правильно! Догони-Ветер спас своего хозяина, совершил добрый поступок, доброе дело. Молодцы!

А теперь давайте поговорим о добрых качествах души. Подойдите все к доске и посмотрите на нее. На доске вы видите две дороги:

Белая – «дорога добра»;

Черная - «дорога зла».

Рядом на столе лежат карточки, на которых написано: благодарность, доброта, милосердие, неблагодарность, зло, жестокость. Давайте угадаем названия добрых качеств и плохих.

Дети угадывают.

Воспитатель: Правильно, добрые – это благодарность, добро, милосердие; плохие – это неблагодарность, зло, жестокость.

А теперь давайте добрые качества положим на «дорогу добра», а плохие – на «дорогу зла».

Для выполнения задания пригласить к доске двух-трех детей.

Далее воспитатель обращается ко всем детям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках две картинки – Уседом и Догони-Ветер. Как вы думаете, по какой дороге пошел Уседом, а по какой Догони-Ветер?

Ответы детей:

- Уседом пошел по дороге зла.

- Он пошел по черной дороге.

- Догони-Ветер пошел по белой дороге.

Вопрос к детям: А как вы думаете, мог ли Уседом пойти другой дорогой?

Ответы детей:

- Он мог пойти другой дорогой и помочь своей лошади.

- Он мог пойти дорогой добра.

Физкультминутка

Проходит под тесню «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Направиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Оставь свои заботы,

Падения и взлеты,

Не забывай, судьба тебя

Ведет не как сестра,

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши мой друг, всегда иди,

Дорогою добра,

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра,

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

На ковре две ленты = белая и черная. Предложить детям выбрать дорогу добра и пройти по ней, выполняя несложные упражнения по заданию воспитателя.

После физкультминутки все садятся на свои места.

Беседа о добродетелях

Воспитатель: Ребята, посмотрите все на доску. Что вы видите на доске?

Далее идет короткая беседа о том, что дети видят на доске. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, это дерево. С одной стороны, на дереве висят спелые красные и розовые яблоки, а с другой черные, гнилые. (Краткий анализ изображенного на доске дерева.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это дерево наших качеств души.

У воспитателя в руках карточки, на которых написаны слова.

Воспитатель: Послушайте, какими должны быть дети: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми, щедрыми. А теперь послушайте: какими не должны быть дети: злыми, непослушными, гордыми, сварливыми, ленивыми, лживыми, жадными, скупыми, упрямыми.

Дети разделяются на две группы. Воспитатель называет поочередно плохие и хорошие качества. Дети хлопают в ладоши, услышав хорошее качество, и сидят тихо, услышав плохое.

Воспитатель прикрепляет к доске (к «дереву добра») карточки со словами, а дети помогают правильно распределить эти карт очки на дереве. Далее воспитатель и дети обсуждают полученный результат.

Вывод по занятию совместно с детьми

Воспитатель: Ребята, эти качества называются добрыми качествами души человека. Мы их называем добродетелями. Откуда в человеке берутся добрые качества? Делая добрые дела, человек выращивает добрые качества в своей душе.

Оценка деятельности детей на занятии

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Внимательно слушали и хорошо отвечали. Думаю, что вы теперь будете делать добрые дела, выращивая добрые качества в своей душе.

В заключении воспитатель читает стихотворение «Добродетели» (Хрестоматия)

Добродетели

Папа, мама, старший брат

Мне не редко говорят,

Что им дороги вниманье

И святое послушанье.

Чтоб счастливым был наш дом,

Мне они наметили

В сердце вырастить своем

Эти добродетели.

В свободной от занятий деятельности предложить детям нарисовать лошадь или сюжет из сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».

Список литературы:

1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Книга 2. Хорошо = плохо. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. = М. : Центр поддержки культурно исторических традиций Отечества. 2011. 96 с.

2. Ушинский К. Д. «Рассказы и сказки», Москва «Махаон» 2014

3. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа. Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Издательство Мозаика-синтез, Москва, 2016.

4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Логопедические занятия в детском саду» Подготовительная к школе группа. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и хорошем совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.

Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.

Конспект открытого НОД в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области Конспект открытого НОД.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия на тему: «Что такое хорошо – и что такое плохо» Цель: Побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Что хорошо и что плохо?» (подготовительная группа)
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 13:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Что хорошо и что плохо?» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Форостюк (УИ 1801921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД