Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель»

Светлана Андриевская
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель»
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать новые поэтические произведения, понимать содержание стихотворений.

Задачи:

- развивать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении произведения;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихов о весне П, Соловьевой „Подснежник“, Я, Аким „Апрель“» размещена в разделах

- развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);

- воспитывать интерес и любовь к природе и поэзии.

Материалы и оборудование: презентация по теме, ноутбук.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла (весна.) слайд 2

- Правильно, и сегодня мы с вами будем слушать стихи о весне.

- Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.

- Первый месяц – март. Март называют месяцем СВЕТА. Как вы думаете, почему?

- Да, в марте начинает светить солнце ярче, его лучи прогревают землю и в лесу появляются первые цветы. Как они называются? (Подснежники.)

- Мы послушаем стихотворение «Подснежник». Написала его Поликсена Сергеевна Соловьева - русская поэтесса и художница. слайд 3

Соловьева рано, в пять лет, научилась читать и писать. Литературой увлекаться также начала в раннем детстве. Помимо литературы, у Соловьевой проявился интерес и к живописи. Ребята, а что такое живопись? (Это изображения при помощи красок.)

- Впоследствии ее рисунки были помещены в поэтических сборниках. Ребята, а что значит поэтический сборник, поэзия? (Это словесное стихотворное творчество, стихи.)

2. Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

- Послушайте стихотворение Поликсены Сергеевны Соловьевой «Подснежник». слайд 4

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна

Вопросы по содержанию стихотворения :

- Обратите внимание, как ласково автор стихов сравнивает подснежник с живым существом. Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», стебелек – с «зеленой ножкой»?

- Почему подснежник в стихотворении «потягивается», как будто после сна и «задает вопросы»?

- Ребята, подснежники занесены в Красную книгу России, их нужно беречь. Как мы сможем это сделать? (Не рвать.)

3. Физминутка «Подснежники просыпаются».

Вот подснежники проснулись, Встают и протирают глаза.

Улыбнулись, потянулись Улыбаются и потягиваются.

Раз – росой они умылись. Умываются.

Два – изящно покружились. Кружатся.

Три – нагнулись и присели. Наклоняются и приседают.

И на солнце поглядели. Поднимают голову вверх.

- А вот название второго месяца вы узнаете, отгадав загадку:

Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается. (апрель.) слайд 5

- Второй по счету весенний месяц называется – апрель. Апрель называют месяцем воды, почему? (Тает снег, бегут ручьи, лужи и т. д.)

- Сейчас, ребята, мы послушаем стихотворение «Апрель». Написал его Яков Лазаревич Аким. слайд 6

Родился Яков в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи. И еще родители: по вечерам дома часто звучала музыка. Отец, прилично играл на скрипке, мать, любила петь, аккомпанируя себе на гитаре. Первое стихотворение Яков Аким написал, учась во втором классе. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Яков Аким написал много сказок и стихов для детей.

4. Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель».

- Давайте послушаем стихотворение Я. Акима «Апрель».

Долго шла весна тайком слайд 7

От ветров и стужи,

А сегодня – прямиком слайд 8

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега слайд 9

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга слайд 10

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» - слайд 11

Эту новость первой

Барабанит по стеклу слайд 12

Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов слайд 13

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов слайд 14

Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут. слайд 15

И тебе впервые

На ладошку упадут слайд 16

Капли дождевые…

Вопросы по содержанию стихотворения :

- Понравилось вам стихотворение?

- Как оно называется?

- Какие чувства, мысли, настроение вызвало у вас стихотворение? (Таинственное, осторожное, радостное, игривое, теплое.)

- Какими словами поэт создает радостное настроение?

5. Физминутка «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко На цыпочках руки тянем вверх.

Нам от солнышка тепло. Легкие поглаживания руками по лицу.

Тает снег от лучей, Приседание.

Звонко побежал ручей. Бег по кругу.

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. Ходьба, высоко поднимая колени по кругу.

6. Повторное чтение и анализ стихотворения.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- В русском языке много самых разных слов, а поэт выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов. Когда слушаешь это стихотворение, кажется, будто музыка слышится. А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Весну.)

- Как вы себе представили весну? (Веселой, озорной, шумной, бойкой.)

- Давайте попробуем отвечать на мои вопросы словами из стихотворения.

- Как к нам шла весна? (Долго, тайком.)

«Долго шла весна тайком

От ветров и стужи»

- Как вы понимаете слова: шла весна тайком? (Незаметно, потихонечку, мы чувствовали приближение весны, но ветра и стужа мешали ей.)

- Как сегодня идет весна? (Прямиком - шлёпает по лужам.)

«А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам»

- Как гонит талые снега? (С гомоном и звоном.)

- Зачем весна гонит талые снега? (Чтобы выстелить луга бархатом зелёным.)

«Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным»

- Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова? (Молодая весенняя травка, словно бархат зеленый лежит на лугах.)

- Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба? («Скоро! Скоро быть теплу!»)

«Скоро! Скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба»

- Как надо читать строку «Скоро! Скоро быть теплу!»? (Радостно, громко.)

- Попробуйте так произнести эти слова, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.

- Кто подружит с домиком? (Тысячи скворцов.)

«Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат»

- Кто выглянет наружу? (Множество птенцов.)

«Скоро множество птенцов

Выглянет наружу»

- Что пройдет по небу? (Тучи по небу пройдут.)

- Что впервые упадет тебе на ладошку? (Капли дождевые.)

«И тебе впервые

На ладошку упадут

Капли дождевые…»

7. Заучивание отрывка с использованием мнемотаблицы.

- Теперь попробуем заучить стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать? (Схема.)

- А теперь, мы с вами попробуем, каждой строчке стихотворения подарить по картинке. (Рассматривание мнемотаблицы с чтением стихотворения.)

- А теперь давайте все вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью картинок. (Чтение стихотворения детьми наизусть, опираясь на картинки.)

- Ребята, кто подскажет мне, как называется последний 3 весенний месяц? слайд 17

- Правильно, май – это месяц зелени. Как вы думаете, почему? (Растет трава, радуют своей красотой цветы, зеленеют листочками деревья.)

8. Итог занятия.

- Вспомните, как назывались стихотворения?

- О чем хотели рассказать авторы стихов?

- Какое стихотворение вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорогу!»Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорогу!» Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Цель: создать условия для закрепления у старших дошкольников представлений о весне.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем весне»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем весне» Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем весне» Подготовила воспитатель Удовиченко Е. С. Тамбов 2020 Программное.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи «Как солнце весне помогло» Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания. Расширение.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, договаривать отдельные слова и фразы, вызвать стремление бережно относиться к.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель»
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 19:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Андриевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД