Татьяна Смирнова
Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского района Костромской области "Адищевская средняя общеобразовательная школа
Конспект занятия по развитию речи на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель Смирнова Татьяна Викторовна с. Адищево
Цель: обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Задачи
Публикация «Конспект занятия по развитию речи на тему „Весна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, подборе синонимов и антонимов, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Развивающие : развивать связную монологическую речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений, развивать интонационную выразительность речи, дыхание, развивать зрительное восприятие, внимание.
Воспитательные: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу, творческие способности, воображение и самостоятельность.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Материал: изображение солнца, тучек, мнемотаблица "Весна" с изображением разных примет весны, солнце с лучиками из лент, цветные нитки, два фланелеграфа, звукозапись "Звуки весны"
Ход НОД.
Воспитатель. Сегодня утром я обнаружила конверт с надписью «Для детей детского сада». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Но конверт не откроется, пока мы не отгадаем загадку. (отгадывают) Посмотрим, какое-то письмо, начинается со слов: жили-были. Что может начинаться такими словами? (сказка) Хотите узнать, что за сказка? (Да) Рассаживайтесь на стульчики и посмотрим! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку).
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.
Солнце хороший друг и помощник весне. (На доску помещается солнышко)
Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное, весеннее, яркое, лучистое, веселое.)
Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям, деревьям)
Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу сказку о братьях – ветрах. Далеко за морями, за горами жили-были два братца ветра. Один—старший брат—северный ветер, другой—южный ветер. Как же они были непохожи друг на друга! Как подует, северный ветер сразу станет холодно и морозно.
-Какими ещё словами можно сказать про этот ветер?
ЛЕДЯНОЙ КОЛЮЧИЙ МОРОЗНЫЙ ХОЛОДНЫЙ ЗИМНИЙ ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ
А второй брат—южный ветер был совсем другим.
-Каким был южный ветер? Теплый, ласковый, приятный, освежающий
Братья ветры никогда не ссорились, потому что зимой дул северный ветер, а летом—южный
-Подберите слова с противоположным значением.
ХОЛОДНЫЙ—ТЁПЛЫЙ БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ ЗИМНИЙ—ЛЕТНИЙ СИЛЬНЫЙ - СЛАБЫЙ СЕВЕРНЫЙ—ЮЖНЫЙ ГРУСТНЫЙ - ВЕСЕЛЫЙ БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ ТИХИЙ - ГРОМКИЙ
Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное, хмурое, невеселое, печальное, унылое и т. д.)
Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)
Воспитатель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).
Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки и помочь весне, нам нужно выполнить задания.
Воспитатель. Задание первое.
- За каким временем года наступает весна? - Как называются первые весенние дни? (ранняя весна) — Какие весенние месяцы вы знаете?
- Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались.
Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних слов». Игра с мячом: Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце. ( Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей и т. д.)
- Ребята, посмотрите, еще одна тучка исчезла. Мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко. Для этого мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением примет весны, а таблица нам поможет.
- Рассмотрите эти картинки и назовите приметы весны. Но сначала скажите, а весна наступает внезапно или постепенно? (постепенно, каждый день происходят изменения в природе)
Воспитатель. Давайте вспомним как весна начиналась.
Дети. Наступила весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.
Воспитатель. И что стало происходить?
Дети. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.
Воспитатель. А что же было дальше?
Дети. Начал таять снег, потекли ручьи, на реках начался ледоход. Появились первые цветы.
Воспитатель. Ребята, как называются первые весенние цветы (Первоцветы). Назовите их. (подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т. д.)
Воспитатель. Молодцы. А что же было дальше?
Дети. Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары, божьи коровки). Прилетели с юга птицы.
— Вот какой интересный рассказ о весне у нас получился.
— Кто из вас хочет рассказать ещё раз о весне?
Рассказ ребенка
Воспитатель. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные). Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Давайте поможем нашей птичке построить гнездо.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездо»
(Дети, под весёлую музыку берут прищепками, как клювиками веточки и относят в гнездо»)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается? Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, освобождая ее от прищепки.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Лучики прикоснулись к каждому из вас. И вы превратитесь в великих художников. Но вы будете необычными художниками. Ведь обычные художники рисуют красками и кистью, а вы будете рисовать волшебными солнечными лучами. Солнышко разукрасило свои лучи в разные цвета, чтобы ваш рисунок получился ярким и красивым. А рисовать мы будем ВЕСНУ.
- Весной в природе появились новые яркие цвета. Что можно нарисовать зелеными лучиками солнышка (Листья. травка)
Голубыми? (небо, снег, сосульки, подснежники)
Желтыми, оранжевыми? (солнце)
Черными? (земля, деревья)
— Я вам предлагаю заняться необычным делом : из этих цветных ниточек на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по несколько человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать из ниточек)
— Что вы нарисуете? (рассказы детей) — А работать мы будем, слушая красивую весеннюю музыку.
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.
Рефлексия.
— Кому было трудно помогать солнышку, прогонять тучки? — Кому было интересно? — Что особенно понравилось? - Дети к письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.