Елена Спасибова
Конспект занятия «Волшебница Весна» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с №2 с. Степное
«Волшебница Весна»
(непосредственная музыкально – образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста)
Музыкальный руководитель –
Спасибова Елена Юрьевна
Задачи:
- Развивать любознательность, активность, интерес к музыке как средству самовыражения. (Коммуникация, Социализация, Познание.)
- Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушиваемую музыку, способность понимать настроение и характер музыки. (Социализация, Художественное творчество.)
Публикация «Конспект занятия „Волшебница Весна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- Воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки). (Коммуникация, Художественное творчество.)
- Формировать первичные представления о жанрах музыки, композиторах. (Познание.)
- Развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным созданием музыкальных образов – импровизаций. (Познание, Художественное творчество.)
- Стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, совместное исполнение, совместное творчество). (Коммуникация, Социализация.)
- Развивать основные движения, двигательное творчество для овладения музыкально-ритмической деятельностью. (Физическая культура, Коммуникация, Социализация.)
Ход занятия
М. Р. - Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на
прогулку в лес. Отгадайте для начала загадку:
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг!
Ты знаешь кто она?
Красавица…. (Весна)
(На экран видеопроектором выводится картинка с изображением весеннего леса)
М. Р. - Как тепло, хорошо стало вокруг! К нам пришла весна!
Дети выполняют фонопедическое упражнение по методике Емельянова «Весна». (Звучит аудиозапись – «Утро» Э. Григ)
- Пришла весна. Пригрело яркое весеннее солнце. Оно растопило
снега, и побежал весенний ручеёк (болтают язычком). Он
доверху наполнил большую канавку, перелился через край
(делают глиссандо язычком) и побежал дальше. Из под коры
вылезли жуки (жужжат Ж-Ж-Ж) и букашки (З-З-З). Они
расправили свои крылышки и полетели (произносят крш-крш).
Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало (шур-шур,
и вылез маленький ёжик (сопят носиками). И вся округа
наполнилось разными птичьими голосами (подражают птичьему
пению). Вот и ожило всё вокруг! (дети поднимают руки вверх
и поют в высоком регистре «а-а-а».
- Но прежде чем отправиться в путь, мы должны найти
Себе дружочка и узнать как его зовут.
Проводится игра «Знакомство» (задача - пропеть своё имя на 1,2,3.)
М. Р. - Ну вот у нас теперь замечательное настроение и мы
отправляемся в весенний лес. А приведёт нас туда «Музыкальная дорожка»
Дружно за руки возьмёмся, по дорожке мы пройдёмся.
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка.
По дорожке мы пойдём и притопывать начнём.
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим.
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем.
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка.
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! Идут по залу змейкой.
Выполняют хороводный шаг.
Идут дробным шагом.
Лёгкий бег на носочках.
Выполняют поскоки.
Выполняют хороводный шаг.
Дети останавливаются, образуя круг.
М. Р. - Вот мы и пришли в лес, на полянку! Давайте поприветствуем
лес своей песенкой-приветствием!
Дети поют попевку «Здравствуй лес» (мажорное трезвучие).
М. Р. – Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка.
Вдохните, почувствуйте какой здесь воздух. (Дыхательное
упражнение) Давайте присядем и отдохнём здесь.
(Выполняется мимическое упражнение)
М. Р. – Как красиво в весеннем лесу!
Все леса озеленились –
Мы с зайчонком удивились.
Вы тоже? (Дети удивляются)
- Эти новые наряды
Примерять деревья рады,
И всё же… (Дети радуются)
- В небе солнышко не видно.
Стало нам чут-чуть обидно,
И напрасно…. (Дети обижаются)
- Пусть улыбки ваши, дети,
Словно лучики всем светят-
Как прекрасно! (Дети улыбаются)
М. Р. - Давайте разбудим солнышко, скучно без него!
Проводится Пальчиковая игра «Солнышко»
Солнышко, солнышко, погуляй у речки.
Солнышко, солнышко, разбросай колечки.
Мы колечки соберём, золочёные возьмём,
Покатаем, поиграем
и назад тебе вернём. Волнообразные движения кистями.
Колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
Два колечка правой рукой положить в левую, затем два колечка левой рукой положить в правую.
Покатать в ладошках,
Поднять руки вверх.
М. Р. - Ребята, давайте помолчим и послушаем звуки леса.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
- Что вы услышали, какие звуки?
(Дети отвечают)
- Весна… Как прекрасна природа в это время года. Сколько
радости приносит она людям и всему живому. Весне
посвящали свои стихи поэты, весне посвящали свою
музыку композиторы. Послушайте ещё одно очень
красивое стихотворение о весне. (читает ребёнок)
- Весна пришла по снежному, по влажному ковру.
Рассыпала подснежники, посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку из норок подняла,
Берёзового соку ребятам раздала.
В берлогу заглянула: «А ну, вставай, медведь!»
На веточки дохнула – пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица зовёт со всех концов
Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов.
М. Р. – Как красиво описал поэт весну в этом стихотворении,
назвал красавицей. А ведь это действительно так. Ведь
именно весной пробуждается и оживает вся природа.
(на экране появляется портрет П. И. Чайковского)
Посмотрите на экран, вы видите портрет композитора.
Скажите как его зовут? (Дети отвечают)
А сейчас мы послушаем пьесу П. И. Чайковского из цикла
«Времена года» - «Апрель», «Подснежник». В ней картина
весенней природы написана, не словами, а звуками.
Звучит аудиозапись пьесы «Апрель» П. И. Чайковского.
(Во время звучания муз. произведения проходит слайд шоу с картинкам
весеннего леса, подснежниками.)
М. Р. – Какой была эта музыка?
Дети - Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного
взволнованная, и т. д.
М. Р. - А, что, по вашему мнению, рисовала эта музыка?
(ответы детей).
М. Р. – Музыка рисует нам картину пробуждения природы,
Появления подснежников, робких и несмелых, дуновение
ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр
композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость
погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают
и ненастные дни. А вы заметили, ребята, на какой танец
похожа пьеса?
Дети - На вальс.
М. Р. – А сейчас я предлагаю послушать эту пьесу ещё раз. Но мы
будем не просто слушать музыку, но и двигаться, танцевать
под неё. И так, фантазируем, слушаем, творим.
(Музыка звучит повторно)
М. Р. – Солнце щекою земли лишь коснулось,
Сразу вокруг всё мгновенно проснулось.
Всё ожило, заиграло, запело,
Словно давно всем молчать надоело.
Первой проснулась капель озорная.
Следом за ней – голубой ручеёк.
- Всё просыпается, даже вода!
- Я сейчас прочитаю стихотворение о воде. Но вы не просто
послушайте, а сразу подумайте, как можно его озвучить.
У нас есть необычные инструменты, которые я сделала
для вас сама, посмотрите. (Дети рассматривают
инструменты, пробуют их звучание.)
- Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
М. Р. - А теперь я читаю стихотворение повторно, а вы озвучиваете
его на инструментах.
Дети озвучивают стихотворение на инструментах.
М. Р. - Настоящее музыкальное произведение у нас получилось.
Но композиторы пишут о весне не только муз. произведения,
но и песни. Мы с вами такую песню знаем.
Дети исполняют песню «Пришёл апрель» А. Сашиной.
М. Р. - А какие самые первые цветы распускаются весной?
Дети - Подснежники!
М. Р. - Правильно. Скажите, а можно ли их рвать?
Дети - Нет!
М. Р. – А вы знаете, почему их нельзя рвать?
Дети - Потому что они занесены в красную книгу!
М. Р. - Правильно. Вот поэтому мы с вами будем танцевать с
подснежниками, которые сделали мы с вами сами, в нашем
кружке «Умейка».
Дети исполняют «Танец с подснежниками» («Вальс цветов»
П. И. Чайковского).
(во время звучания музыки идёт слайд шоу с изображением весенних первоцветов)
М. Р. – Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес.
Вам понравилось? Давайте помашем на прощание и
отправимся в обратный путь, в наш любимый детский сад.
А приведёт нас туда наша музыкальная дорожка.
(Под музыку дети змейкой выходят из зала)