Шубина Ксения
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему : «Овощи»
Программное содержание:
- формировать обобщённые представления об овощах
-учить описывать овощ по его названию (свойства овоща);
Публикация «Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-учить классифицировать овощи;
-закреплять и активизировать знания о среде произрастания овоща;
-закреплять умения обобщать овощи.
Коррекционно-развивающие цели :
- активизировать и обогащать словарь по теме «Овощи»;
- закреплять грамматические категории (употребление падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа, согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе);
- закреплять слоговую структуру трудных слов и их значение;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать восприятие, память, мышление, внимание.
Логопедные цели:
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
- воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность.
- формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии,
- воспитывать экологическую культуру.
Лексический материал по теме :
- овощи, помидор, огурец, репа, капуста, редис, горох, укроп, петрушка, суп, корнеплод, вершки, корешки, рагу, салат, растение, теплица, огород;
- овощной, крепкий, сочный, гладкий, шероховатый, съедобный, несъедобный
- капать, сажать, собирать, мыть, пропалывать, рыхлить
Оборудование: поднос, два обруча (зеленый и красный, набор овощей (морковь, свекла, лук, петрушка, огурец, капуста, горох, помидор, картофель, репа, мольберт, предметные картинки (Овощи).
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед предлагает детям посмотреть на поднос.
Логопед: дети, скажите, что лежит на подносе?
Дети: морковь, огурец, помидор.
Логопед. Как всё это назвать одним словом?
Дети: овощи.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем с вами говорить?
Дети: об овощах.
Логопед: правильно. Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
Дети: свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи.
(Логопед по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).
III. Основная часть:
Логопед: овощи – это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.
Дети: овощи бывают разного размера, разной формы, разных цветов, бывают мягкие или твердые, бывают гладкие или шероховатые.
Логопед: где растут овощи?
Детей : овощи растут на огороде.
Логопед: правильно, а еще они растут в поле, на садовом участке, некоторые овощи растут в теплице.
Логопед. А кто выращивает овощи?
Детей : человек, он сажает в землю семена или рассаду овощей.
Логопед: правильно, а когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи?
Дети: чтобы их есть.
Логопед. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Ребята, а когда созревают овощи?
Дети: осенью.
Логопед: хорошее время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.
Физкультминутка
«Убираем урожай»
Собирайся народ,
Взрослые и дети!
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Выходи на огород,
Пока солнце светит.
(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)
Дергай свёклу,
Чтобы не засохла,
(«Таскают»)
Капусту срезай,
(«Срезают»)
Картошку копай -
(«Копают»)
Собирай урожай!
(Встают лицом в круг, выполняют наклоны).
Логопед. Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? (Ответы детей).
Логопед: ребята, давайте вспомним, для чего нужно вымыть овощи? А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах. Где растут овощи? Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? Для чего человеку нужны овощи? В каком виде едят овощи? (Дети рассказывают об овощах по цепочке)
Логопед: Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Дети: овощи – основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня!
Логопед: правильно. Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа. Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу. Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку. Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные?
Дети: съедобные – корешки, а не съедобные – вершки.
Логопед. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека?
Дети: потому что мужик обманул медведя.
Логопед: да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».
Логопед. В обруч красного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.
(Логопед показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, Логопед обращает внимание детей на область пересечения обручей)
Логопед. Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда?
Дети: это овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки.
Логопед: верно, назовите их.
Дети: лук, свёкла.
IV. Заключительная часть.
Логопед: назовите овощи, у которых используются только вершки?
Дети: помидор, огурец, горох, капуста.
Логопед: а теперь назовите овощи, у которых можно есть только корешки?
Дети: морковь, репа, картофель.
Логопед: наше занятие заканчивается. Расскажите, что вы нового сегодня узнали?
Дети: мы узнали, из чего варят суп, что овощи растут не только на огороде, но и в теплице.
Логопед: Ребята, вам понравилось занятие?
Дети: да.
Логопед: вы все большие молодцы, мне понравилось с вами работать!