Брыляков Игорь
Конспект занятия по развитию речи «Звук [Д] и буква Д» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: звук (Д -дь) и буква "Д"
Задачи:
-Продолжить знакомство с буквой "Д д"
- Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки родного языка, развивать мелкую моторику руки.
- Упражнять детей в дифференциации звуков.
- Развивать умение производить звуковой анализ слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звук [Д] и буква Д“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- Формировать у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка,
прочные навыки чтения;
- Воспитывать аккуратность, внимание, желание доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы руководства: наглядный, беседа, повторение, объяснение, указание, опосредованный, репродуктивный, вопросы к детям.
Материал : Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук "Развитие речи детей 6-7 лет.
Книга для дошкольников от "А до Я", НИУУ
Рабочая тетрадь №1"Играем со звуками и словами", изд. М., "Вентана- Граф"
авт. Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова
Музыкальное сопровождение П. И. Чайковский "Времена года"".
Демонстрационный материал:
Материал к игре "Живые звуки". Образ буквы "Тт", доска, мел
Раздаточный материал:
Рабочая тетрадь "Играем со звуками и словами №1 на каждого ребенка,
простые карандаши, карточки (красные, синие, зеленые) на каждого
ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
Педагог "Дети, посмотрите, за окном осень, это очень красивое время года, предлагаю поприветствовать осень чтением стихотворения.
Приветствие: "Стоят леса полупустые,
Грустя по птичьим голосам,
Слова роняя золотые,
Проходит осень по лесам"(дети идут по кругу друг за другом и читают
слова стихотворения, выполняя соответствующие движения согласно
словам текста стихотворения)
Педагог: .предлагаю детям послушать скороговорки и ответить на вопрос, какой звук чаще других слышится в тексте
Скороговорки
Дятел дуб долбил, Дятел лечит древний дуб,
Да не додолбил. Добрый дятел дубу люб,
Дед Додон в дуду дудел, Дятел дерево долбит,
Димку дед дудой задел. День-деньской кору дробит.
Ответы детей. "Звук " Д". Педагог "Со звуком "Дд " мы сегодня будем продолжать работать".
Педагог: Под звучание музыки П. И. Чайковского предлагаю детям пройти и сесть за столы. Обращаю внимание на правильную посадку за столами во время занятия.
Педагог: "Ребята, я предлагаю вам познакомиться с двумя мальчиками. Их зовут Дима и Додон.
Давайте определим, сколько слогов и какие звуки слышны в их именах. Разбор имен по слогам. Производим звуковой анализ слов - "Дима", "Дадон"
Дима - первый звук (д, мягкий согласный, второй - (и, гласный, третий - (м, согласный, твердый, четвертый звук "а", гласный.
Дадон - первый звук -(д, второй - (а), гласный, третий - (д, согласный, твердый, четвертый звук -(о, гласный, последний (н, согласный.
Дифференциация звуков. Звуки (д - дь) - согласные, бывают мягкими и твердыми.
Педагог: предлагаю детям поиграть в игру "Назови слово".
Игра"Назови слово"
-Дима любил слова с мягким звуком (дь, а Дадон - с твердым звуком (д). Педагог "Предлагаю разделиться по рядам на две команды, я буду называть слова с твердым звуком (Д, команды по очереди называют слова с мягким звуком (дь) и наоборот. : обращаю внимание, что с изменением звука меняется и значение слов. Например (дом-дым, дам -дядя, дочь- дичь, дятел - дождь и т. д., слова записываются педагогом на доске.
Игра- соревнование "Составь предложение" Дети составляют предложения с названными словами, за правильный ответ команда получает фишку, затем идет подсчет фишек, определяется команда- победитель в игре.
Дифференциая звуков - Д, ДЬ
Игра "Повтори слоги"
Да-дя, Ды- ди, Ду -дю
Дя - да, Де - до,
Дю - ду Ди - ды.
Физминутка
Плыли тучи дождевые: И рожь, склоняясь к земле зеленой
-Лей, дождь, лей! - Пьет, пьет, пьет,
Дождинки плящут как живые: А теплый дождик неугомонный
- Пей, рожь, пей! Льет, льет, льет.
Дети сопровождают чтение стихотворения показом движений рук. (плывущие по небу тучи, льющий дождик, растущая рожь)
Педагог: предлагаю детям открыть рабочую тетрадь"Азбука для дошкольников", ч. 1,с. 43\
Игра "Сравни слова"
Педагог: предлагаю детям сравнить слова - дом, дым, один ребенок приглашается для работы у доски, вписывает слова в клеточки (дом, дым, остальные дети работаю в рабочих тетрадях на местах,вписывают слова.
- какие звуки в этих словах одинаковые?
-каких звуков из слова дом нет в слове дым?
- каких звуков из слова дым нет в слове дом?
Педагог: "Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием. "
Игра "Живые модели"(со словом Дима). У детей в руках буквы, вызывать каждого нужно по звукам в данном слове.
1. Буквы раздаются детям по звукам вразбивку : первый звук (д, мягкий согласный, второй звук (и) гласный, третий звук (м) ,согласный, четвертый звук (а, гласный.
2. Приглашаю детей к доске по количеству букв слова - Дима. Дети берут карточки определенного цвета, обозначающие данные звуки. и составляют по буквам слово (Дима).Игра повторяется 2-3 раза с другими словами.
Ребята, сидящие на местах проверяют правильность выполнения задания. Игру можно провести и с другими словами.
Итог занятия : "Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам особенно понравилось, какие слова со звуками (Д, (ДЬ) вам запомнились.
Ребята, оцените с помощь карточек свою работу на занятии.
Если вам очень понравилось данное занятие поднимите зеленую карточку, если не очень понравилось - синюю, а если совсем не понравилось, то красную карточку Дети поднимают карточки.
Педагог "Дети, мне очень понравилось как вы сегодня работали на занятии, вы были очень активными, внимательными, помогали друг другу и показали хорошие знания. Дома к следующему занятию составьте, пожалуйста сказку о братьях Диме и Додоне.
Оргмомент для окончания занятия :
Не успели оглянуться:
День пришел на смену утра,
Значит нам пора расстаться
И друг с другом попрощаться