Любовь Синицына
Методы и формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Любовь к Родине начинается с семьи". Ф. Бекон
В настоящее время наука подчеркивает, что приоритет семьи в воспитании ребенка, формирует у детей представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания, где подрастающий человек осваивает моральные нормы и принципы. Мир ребёнка начинается с его семьи, здесь он впервые осознаёт себя членом семейного сообщества, это, прежде всего, воспитательный потенциал нравственного и духовного развития. Именно в семье ребенок учится любить, заботиться о других, уважать окружающих, ответственно относиться к делам. И чувство Родины у детей надо прививать, прежде всего, с отношения к семье, к самым близким людям-маме, папе, бабушке, дедушке: к своему дому, к детскому саду, где он учится дружить, сопереживать, а также любить своих педагогов, которые с ними целый день.
Актуальность проблемы заключается в том, именно в том, что современные дети очень мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны не только товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, но и к своим близким людям. Невозможно воспитать в подрастающем поколении полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества. Все это является недостаточной работой с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Современная жизнь диктует необходимость задачи возвращения патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - главный источник передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания - воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно при взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен чувствами, мыслями, своими переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада (статья 44 ФЗ-273 "Об образовании")
Прикосновение к истории своей семьи заставляет ребенка сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Задача педагогов вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Особое внимание уделять на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа. Ведь взаимодействие детского сада и семьи - важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, нужно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Родительские собрания Анкетирование "Семейные традиции"
Консультации в родительских уголках
Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление выставок, рисунков, стенгазет
- Изготовление макетов с родителями, составление кроссвордов, - Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
- Экскурсии с видеосъемкой, фотокамерой, (практическая помощь родителей)
- Практикумы, мастер-классы;
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Совместные детско-родительские встречи в различных формах: спортивные мероприятия, конкурсы, фольклорные досуги, посиделки.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм: "День матери", развлечение "Семейные посиделки", выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми.
Большая роль принадлежит наглядным формам, оформляя родительские уголки папки-передвижки "Моя семья", "Моя бабушка лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения". Фотоколлаж " Здоровый образ жизни в моей семье".
Актуальным является метод "Семейных проектов". Суть его в том, что каждая семья, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Например, такие проекты: "Герб семьи", "Моя родословная", "Расскажи другу о себе", "Мои друзья".
Задача педагога заинтересовать родителей, в воспитании нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.