Ольга Трифонова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Звук [Й] и буква «Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Создание условий для развития речи путём использования элементов театральной деятельности.
Коррекционно-обучающие задачи.
Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в произношении [Й] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать синтаксическую сторону, грамматический строй речи. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов. Автоматизировать правильное произношение ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „Звук [Й] и буква „Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Развитие фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, звуковысотного слуха, выразительности речи, жестов и эмоций, графомоторных навыков.
Воспитывающие задачи.
Воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества. Формирование готовности к школе.
Методы и приёмы.
Игровой, словесный, наглядный; дидактическая игра, речевые упражнения, практическая деятельность.
Оборудование: видеопроектор; презентация занятия, тетради, ручки, доска, мел.
Вводная часть.
Занятие начинается в групповой комнате.
1. Введение в тему и сообщение цели занятия. Характеристика [Й] по акустическим и артикуляционным признакам.
Здрав – ствуй – те! Сегодня мы снова в гостях в Звуковом городе. Нас ждёт знакомство со звуком, живущем в Зелёном домике, с него начинаются слова: йод, йогурт. Догадались, какой это звук? Вот он.
Звук [Й] живёт в Зелёном домике, значит, он … (мягкий, согласный). А «твёрдого» брата у него нет. Чтобы произнести [Й], нужно произнести [И] и сомкнуть среднюю часть языка и твёрдое нёбо (дети произносят звук индивидуально). Звук [Й] хочет с нами поиграть.
Ой! Смотрите! Что происходит? Звук похитили Баба Яга и Кощей Бессмертный. Нам не удастся с ним поиграть. Что делать? (Дети предлагают решения проблемы). Идём выручать звук Й! Нам предстоит трудное путешествие, поэтому нужно сказать волшебные слова:
"Мы идём, идём, идём
И звук [Й] сейчас найдём!"
2. Развитие координации речи и движения.
Мы идём, идём, идём (ритмично топают,
И звук [Й] сейчас найдём! (ритмично хлопают)
(Дети выходят из группы и приходят в музыкальный зал).
Основная часть занятия продолжается в музыкальном зале.
3. Развитие внимания, звуковысотного слуха. Психогимнастика «Слушай звуки»
Дорога привела нас в лес. А в лесу живёт много зверей. Некоторым лучше не попадаться на глаза. Слушайте внимательно звуки: если услышите низкий звук, превратитесь в ёлку (ноги вместе, руки вниз-в стороны, а если услышите звук высокий, станьте тополем (ноги вместе, руки подняты вверх, соединены).
4. Произношение Й в словах. Подбор определений. Звуковой анализ. Развитие выразительности жестов.
Куда мы попали? (В сад). Как вы думаете, кто эта маленькая девочка на цветке? (Дюймовочка). Какая она? (Красивая, маленькая, добрая). Посмотрите, какие птицы живут в саду? (Соловей, попугай).
Дети, спросите Дюймовочку, не у неё ли в саду спрятан звук [Й]? (Ребёнок выстраивает предложение).
Дюймовочка - У меня звука [Й] нет, но если вы определите, где находится звук [Й] в словах ДЮЙМОВОЧКА, СОЛОВЕЙ, ПОПУГАЙ, тогда получите сапоги – скороходы, они вас быстро доставят туда, куда попросите.
(Дети определяют позиции [Й] в словах).
Дюймовочка – Вы молодцы, вот вам сапоги-скороходы!
«Обувайте» сапоги, идём дальше!
(Дети показывают жестами, как обувают сапоги-скороходы, благодарят Дюймовочку).
Говорите волшебные слова:
"В сапогах идём, идём,
И звук [Й] сейчас найдём!"
5. Развитие координации речи и движения.
В сапогах идём, идём (ритмично топают,
И звук [Й] сейчас найдём! (ритмично хлопают)
6. Развитие выразительности эмоций, фонематического слуха.
Это дворец царя Еремея. У Еремея есть дочь, которая никогда не смеётся. Её зовут…Несмея ([ЙА]) на. Есть ли звук [Й] в имени Несмеяна? Давайте спросим у Еремея, не у него ли в царстве спрятала Баба Яга звук [Й] (Ребёнок выстраивает предложение). Еремей – Нет у меня во дворце звука [Й]. Но если рассмешите мою дочь, скажу, где искать.
(Дети пытаются рассмешить Несмеяну улыбками, им это не удаётся, Несмеяна плачет.
Тогда дети изображают на лицах плач, чтобы Несмеяна увидела, как это некрасиво, но царевна не реагирует).
Я знаю такую игру, от которой любой засмеётся.
«Синеет море перед нами, летают чайки над волнами». (А. Шибаев).
Замените слове «чайки» звук [т’щ] на [м] (Несмеяна плачет);
[т’щ] на [з], (Несмеяна плачет);
[т’щ] на [г], (Несмеяна плачет);
[т’щ] на [с] (Несмеяна наконец-то засмеялась и превратилась в красавицу).
Царь – Спасибо вам за то, что моя девочка наконец-то смеётся. Я догадываюсь, где нужно искать – у Кощея на острове Буяне. Только скажите волшебные слова:
Идём мы все к Кощею, шагаем поскорее!
Кощея победим и звук освободим!
7. Развитие координации речи и движения.
Идём мы все к Кощею, шагаем поскорее! (ритмично топают)
Кощея победим и звук освободим! (ритмично хлопают)
8. Употребление повелительного наклонения глаголов.
Вот и остров Буян. А это сам Кощей. Какой Кощей? (Злой, страшный, худой). Прикажите Кощею отдать звук [Й].
(Дети выстраивают предложение с глаголом повелительного наклонения. («Отдай звук!»)
Не отдаёт. Прикажите Кощею что-нибудь делать, он устанет и отдаст звук. («Бегай! Кружись! Топай! Прыгай! Танцуй!»)
9. Падежное управление.
Ушёл Кощей. А нам оставил план-путеводитель. Только его нужно расшифровать. Сначала поплывём… (на я([ЙА])хте, пройдём через (я([ЙА])блоневый сад, хвойный лес, звук [Й] лежит под(ё([ЙО])лкой).
10. Буквенный синтез.
На яхте можно доплыть до яблоневого сада, если прочитаете название из букв: В, О, Л, Н, А. Плывите! (Имитация плавания движениями)
11. Произношение Й в предложениях. Падежное управление. Образование прилагательных.
Через яблоневый сад можно пройти, если правильно составите предложение из слов: красный, яблоки, лежат, в, корзина.
Что можно приготовить из яблок? Угощайтесь! (Дети имитируют поедание яблок жестами и мимикой)
12. Закрепление знания пространственного значения предлогов.
В хвойном лесу можно найти звук [Й] среди других звуков. Известно, что [Й] находится ПОД ёлкой. Ура! Мы нашли его! Ну, Баба Яга, теперь ты будешь жить без [Й]!
Как звучит имя Яги без [Й]? Не нравится ей, пусть просит прощения у звука [Й]!
Заключительная часть.
Вы молодцы, потому что не побоялись трудностей и вернули звук [Й] в Звуковой город. Теперь все слова звучат правильно. Звук [Й] в благодарность дарит нам букву Й.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши. (В. Степанов).
Давайте напишем эту букву за столами в групповой комнате.
13. Развитие графомоторных навыков.
Занятие заканчивается в групповой комнате. Дети пишут букву Й в тетрадях.