Наталья Чулкова
Конспект ОДД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОДД по развитию речи в подготовительной группе.
Тема М. Пришвин «Золотой луг» (пересказ).
Задачи:
- расширять представления детей о жизни растений;
- продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст;
- учить детей слоговому и звуковому анализу слов;
-познакомить с новыми понятиями;
Публикация «Конспект ОДД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа М, Пришвина „Золотой луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
-развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).
Оборудование:
Портрет писателя М. Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг»,
фото или картинки с изображением одуванчиков,
«одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Ход НОД:
Организационный момент:
-А какое у вас сейчас настроение?
Игра «Пожелание»
-Посмотрите на меня, у меня в руках представьте себе солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшнюю игру.
-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух. (Одуванчик)
-Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
- Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
-А что вы знаете об этом цветке?
Словарная работа.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
- Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым.
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Основная часть:
-Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Вопросы по содержанию рассказа :
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Игра на внимание-«утро, день, вечер»
По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде
«вечер» опять приседают.
Пересказ.
- Вспомните, в рассказе есть слова луг, одуванчик, цветы. Запишите эти слова в виде схем, определите количество слогов в них.
- Как изменить слово луг, чтобы получилось два слога? – Лужок.
-А если добавить ещё слог? – Лужайка.
Итог занятия.
Коммуникативная игра «интервью»
-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам игру «Интервью». Мы выберем корреспондента и репортера (один берет интервью, другой снимает).
-Понравились ли вам игры?
-Чем вы сегодня занимались?
-С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?
-Кто герой рассказ?
-А тебе нравится одуванчик?
-Ты его когда-нибудь фукал?
-Ребята, очень приятно, что вам понравились и рассказ, и игры. Спросим об этом и у наших гостей. Приглашаю теперь других корреспондента и репортера поработать с нашими гостями.
-Вам понравилась наша встреча?
- Что больше всего запомнилось?
-Какое впечатление у вас от того, как мы работали?
- Спасибо за интервью. Приходите. Будем рады видеть вас.