Инна Елхина
Конспект занятия по развитию математических представлений «День рождения папы Карло» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День рождение папы Карло».
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений и развития познавательных способностей.
Задачи
Образовательные:
- формировать представления о числе и цифре 5;
- познакомить с образование числа 5 путём сложения;
- сравнивать рядом стоящие числа (опираясь на наглядность);
Публикация «Конспект занятия по развитию математических представлений „День рождения папы Карло“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- закрепить умение называть и дифференцировать геометрические фигуры, составлять картинку из нескольких частей (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- формировать умение принимать познавательную задачу, понимать её суть;
- учить составлять и решать примеры;
- закрепить знание цифр и знаков «-», «+», «=»;
- продолжать учить сравнивать предметы по длине и высоте.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение определять проблему и находить решение;
- способствовать развитию умения работать по инструкции;
- развивать наблюдательность, мыслительную активность, внимание, память, сообразительность;
- формировать познавательный интерес к занятиям по математике;
- развивать самостоятельность и желание добиваться положительных результатов.
Воспитательные:
- формировать мотивацию к коммуникативному взаимодействию с взрослыми и детьми;
- способствовать воспитанию инициативности, умения работать в коллективе;
- воспитывать стремление оказать помощь другим, используя свои знания и навыки.
Оборудование: ноутбук, магнитная доска, интерактивная доска, изображения героев сказки «Приключения Буратино или сказка о Золотом ключике», комплект геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) по числу детей, 5 полос разных цветов и длины, комплект цветных полос (7 см, 10 см, 15 см) по числу детей, 6 карточек с нарисованными в ряд кругами (от 1 до 6, 6 карточек с цифрами от 1 до 6, картинки с изображением подарков (16 шт. маленького размера, 24 шт. большого размера, карточки по числу детей старшего возраста, ручки по числу детей старшего возраста, видео развивающего мультфильма «Счёт до 5».
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! К нам на электронную почту садика пришло письмо, с просьбой о помощи. Один сказочный герой спешит на день рождения к своему папе, но попал в неприятные ситуации. Кто он? Надо отгадать! Если узнаете, он появится на экране. Наш герой не хотел учиться в школе, продал азбуку за 5 золотых, чтоб купить билет в театр.
Дети. Буратино!
На экране появляется изображение Буратино.
Воспитатель. Буратино, совсем не хотел учиться в школе, не слушал полезные советы старших, поэтому попадал часто в неприятные ситуации. Сейчас просит вашей помощи. Вы готовы поделиться своими знаниями и помочь Буратино?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, вам надо помочь Буратино попасть вовремя к папе Карло на день рождения, чтоб поздравить его. Путь предстоит не близкий. На чём можно отправиться в дальний путь?
Дети. На самолёте, корабле, поезде, машине.
Воспитатель. Поедим с начало на машине. Но у нас нет машины. Давайте каждый сделает себе автомобиль из геометрических фигур.
Детям старшего возраста раздать геометрические фигуры, разрезанные на 2 и 4 равные части. Дети младшего возраста получаю геометрические фигуры разных цветов (2 круга, квадрат, прямоугольник).
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Воспитатель. Какие красивые машины получились!
Воспитатель опрашивает выборочно детей:
- Сколько квадратов понадобилось?
- Сколько прямоугольников?
- Почему использовали круг для колеса, а не квадрат?
- Из каких фигур получился круг?
- Какого цвета прямоугольник, круг?
Воспитатель хвалит детей.
Ну, что заводите мотор и отправляемся к железнодорожному вокзалу. Буратино, нас просит поспешить. Все гости придут через 20 минут, а мы только начали свой путь. Чтоб успеть, надо выбрать самую короткую дорогу и быть внимательными водителями.
Физкультминутка «Пяточка, носочек».
Воспитатель. Дороги бывают разной длины, короткие и длинные, по прямой и в объезд. Какую дорогу вы выберите, чтоб добраться быстрей и затратить меньше бензина?
Дети. По прямой, короткую.
Воспитатель. Буратино, хочет убедиться, что вы не ошибётесь и поедите по самой короткой дороге.
Проводится пальчиковая игра «Мои пальчики».
Воспитатель.
- Сколько пальчиков на левой руке? (Пять)
- Сколько пальчиков на правой руке? (Пять)
- На какой руке больше пальцев? (Одинаково)
Молодцы, пальчиков одинаковое количество. Давайте проверим одинаковой ли высоты пальцы левой и правой руки. Приложите ладони вместе, затем мизинец, безымянный, средний, указательный и большой палец. Пальчики, какой руки выше, ниже или они одинаковые? (Одинаковые) Правильно! Чтоб сравнить высоту предметов можно использовать метод приложения. То есть, прикладывая предметы, друг к другу, можем их сравнить. Но не всегда есть возможность приложить предметы друг к другу. Здесь на помощь придёт к нам глазомер. Равенство различных величин, вы увидите глазками.
Воспитатель на магнитной доске раскладывает в ряд по порядку 5 полосок разной длины, от самой длиной до самой короткой.
Воспитатель.
Вопросы для детей младшего возраста:
- Какого цвета самая длинная полоска?
- Какого цвета самая короткая полоска?
Вопросы для детей старшего возраста:
- Сколько всего полосок?
- Какая по счёту синяя полоса?
- Какая по счёту красная полоса?
Дидактическая игра «Угадай, какая пропущена?»
На магнитной доске 5 полос разного цвета и длины. Воспитатель говорит: «Отвернись, закрой глаза
Чур, подглядывать нельзя!».
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из полосок. Задание для детей, сказать, какая полоска по счёту пропущена.
Воспитатель. Молодцы! Выберите теперь сами короткую дорогу для Буратино. На столе лежат 3 полоски разной длины, используя один из двух методов, определите самый короткий путь.
Дети выполняют задание с раздаточным материалом.
Воспитатель. Вы выбрали самый короткий путь, мы быстро добрались до железнодорожного вокзала. Здесь наш герой пересядет на поезд. Буратино не знает цифр, не может найти место, на которое куплен билет. Вы поможете посадить его в вагон?
Дети. Да.
Детям предлагается поиграть в игру «Живые числа».
Воспитатель вызывает 12 человек, каждому даёт по одной карточке. У детей на карточках младшего возраста нарисованы кружки (от 1 до 6) расположены в ряд. Детям старшего возраста раздать карточки с цифрами (от 1 до 6) цифра 5 пропущена. Дети старшего возраста находят ребёнка с соответствующим количеством кружков на карточке, ставят его вперёд. Воспитатель даёт команду: «Ну, ка цифры встаньте в ряд!». Построив ряд, дети называют порядковый номер, число кружков на карточке.
Воспитатель. Ребята, а все ли цифры есть в ряду?
Дети. Нет.
Воспитатель. Сделайте шаг вперёд цифры, которые остались без одного соседа.
Вперёд выходят дети с карточками 4 и 6.
Воспитатель. Скажите, на какое место был куплен билет Буратино?
Дети. Пятое.
Воспитатель просит ребёнка взять карточку с цифрой 5 и занять место в порядковом ряду.
Воспитатель. Сделайте шаг вперёд соседи числа 2. Какое число больше, меньше и на сколько?
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Сделайте шаг вперёд соседи числа 4. Какое число больше, меньше и на сколько?
Дети выполняют задание.
Воспитатель отпускает детей младшего возраста в игровую комнату, строить железную дорогу.
Воспитатель. Молодцы! Помогли Буратино найти своё место в вагоне. Поезд мчится вперёд, но наш герой загрустил. Он вспомнил, что поссорился со своими друзьями. Спор возник из-за того, что не могли сосчитать, сколько подарков хочет подарить каждый. Буратино считал, что у него подарков для папы Карло больше всех. Ребята, хотите помирить друзей и разрешить их спор.
Дети. Да.
Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки с изображением подарков, разъясняет состав числа 5.
Воспитатель. Мальвина хочет подарить 1 подарок в маленькой коробке и 4 в большой. Сколько всего подарит Мальвина подарков?
Дети. Пять.
Воспитатель. Ребята, у которых на столе лежит карточка и ручка, запишите пример. А я запишу его на доске.
Задание выполняют дети старшего возраста.
Воспитатель записывает пример на доске, намеренно пропускает знак «+».
1 4 = 5
Воспитатель. Правильно ли я записала пример?
Дети. Нет. Пропущен знак «+».
Воспитатель. Пьеро подарит 2 большие коробки и 3 маленькие. Сколько всего коробок?
Дети. Пять.
Воспитатель записывает пример: 2 + = 5.
Дети. Пропущено число 3.
Воспитатель. Артемон приготовил 3 маленькие и 2 большие коробки. Сколько всего?
Дети. Пять.
Воспитатель записывает пример: 2 + 3 5.
Дети. В примере не хватает знака «=».
Воспитатель. Буратино купил 4 маленьких подарка и 1 большой. Сколько всего получилось подарков?
Дети. Пять.
Воспитатель записывает пример: 2 + 3 =
Дети. Пропущено число 5.
Воспитатель. Ребята, кто подарит больше всех подарков папе Карло?
Дети. Все подарят одинаковое количество подарков по 5 коробочек.
Воспитатель. А сколько подарков всего получит папа Карло?
Дети. 20 подарков.
Воспитатель. Какие вы все, молодцы! Хорошо умеете считать, ваши знания смогли помирить друзей. А когда у друзей хорошее настроение, они поют песни и танцуют.
Музыкальная игра «Чтоб ещё нам посчитать».
Игра проводится на закрепление счёта до 5.
Воспитатель. Ребята, вы доказали что всегда готовы прийти на помощь другим, попавшим в беду. Вспомните, какие задания сегодня выполняли, что нового узнали, чему научились. Если это помогло Буратино попасть во время на день рождения папы Карло, то все друзья появятся на экране.
Ответы детей.
На экране появляется Буратино в компании друзей.
Воспитатель. Буратино, благодарит вас за помощь, обещает слушать папу Карло и обязательно пойдёт в школу, чтоб знать так много как вы. Спасибо, всем большое!