Диана Краснощёкова
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений к программе «От рождения до школы» 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом
заведующий МАДОУ № 272
МАДОУ № 272 ___ Г. А. Берлизова
протокол № 1 от 30.08.2017 приказ № 60 от 31.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию элементарных математических представлений
(к программе «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
образовательная область познавательное развитие
Публикация «Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений к программе „От рождения до школы“ 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
средняя группа (4-5 лет)
И. А. Помораева, В. А. Позина
Авторы-составители:
2017 -2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по направлению формирование элементарных математических представлений.
ЦЕЛИ
• Формирование элементарных математических представлений, первич-ных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.
• Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
ЗАДАЧИ
Количество и счет
• Дать представление о множестве («много», может состоять из разных по качеству элементов : предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
• Формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
• Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
• Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; вы-кладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
• На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп в предмете, в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
• Совершенствовать умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
• Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).
• Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания ве-личины; вводить в активную речь воспитанников понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка – самая высокая, эта (оранжевая) – пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) – самая низкая» и т. д.).
Форма
• Развивать представление воспитанников о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и стороны; сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником.
• Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
• Развивать умение соотносить форму предметов с известными воспитанникам геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве
• Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
• Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени
• Расширять представления воспитанников о частях суток, их характер-ных особенностях, последовательности (утро – день –вечер – ночь). Объяс-нить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Принципы:
Реализации рабочей программы по формированию элементарных математических представлений основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости (со-держание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• принцип культурно - сообразности, который обеспечивает учет нацио-нальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с воз-растными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможно-стями образовательных областей;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ :
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятие проходит 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Возраст детей: с 4 до 5 лет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ :
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В группе имеется телевизор, DVD- проигрыватель.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
• Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015
• Формирование элементарных математических представлений
И. А. Помораева, В. А. Позина, Мозаика-Синтез, Москва, 2015.
Наглядно-дидактические пособия:
• Плакаты: «Счёт до 10»; «Цвет»; «Форма».
• Альбомы с иллюстрациями «Времена года»
• Календарь года, часы, чашечные весы.
Пособия для детей:
• Рабочие тетради. Математика для малышей : Средняя группа. Д. Денисова, Ю. Дорожин.
• Блоки Дьенеша
• Простейшие варианты игр «Танграм», «Кубики для всех», «Игры с палочками».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц, дата Кол-во заня-тий Вид и тема Кол-во часов Примечание
Сентябрь
07.09.2017 1 Количество и счёт. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
14.09.2017 2 Количество и счёт. Ориентировка во времени. 1час
21.09.2017 3 Форма. Величина 1 час
28.09.2017 4 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
Октябрь
05.10.2017 5 Форма. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
12.10.2017 6 Форма. Величина. 1 час
19.10.2017 7 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве.
1 час
26.10.2017 8 Количество и счёт. Величина. Ориентировка во времени.
1 час
Ноябрь
02.11.2017 9 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
09.11.2017 10 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
16.11.2017 11 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час
23.11.2017 12 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Форма. 1 час
30.11.2017 13 Количество и счет. Ориентировка во времени. Форма. 1час
Декабрь
07.12.2017 14 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. 1 час
14.12.2017 15 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
21.12.2017 16 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
28.12.2017 17 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час 0
Январь
11.01.2018 18 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Форма. 1 час
18.01.2018 19 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час
25.01.2018 20 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Форма. 1 час
31.01.201 21 Количество и счет. Ориентировка в пространстве. Величина. 1час
Февраль
01.02.2018 22 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. 1 час
08.02.2018 23 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Величина. 1 час
15.02.2018 24 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час
22.02.2018 25 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час
Март
01.03.2018 26 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час
15.03.2018 27 Ориентировка в пространстве. Количество и счёт. Величина. 1 час
22.03.2018 28 Количество и счёт. Величина. 1 час
29.03.2018 29 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
Апрель
05.04.2018 30 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
12.04.2018 31 Количество и счёт. Величина. Ориентировка во времени. 1 час
19.04.2018 32 Количество и счёт. Форма. Вели-чина. 1 час
26.04.2018 33 Количество и счёт. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
Май
03.05.2018 34 Закрепление. Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. 1 час
10.05.2018 35 Закрепление. Количество и счёт. Ориентировка во времени. 1 час
17.05.2018 36 Закрепление. Форма. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
Итого: 36 36 часов
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
К концу года дети должны уметь:
• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• Считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько все-го?»;
• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (со-ставления пар);
• Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• Различать левую и правую руки;
• Определять части суток.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Диагностика уровня овладения элементарными математическими представлениями соответствует авторской методике И. А. Помораевой, В. А. Позинойпо программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).