Анастасия Закирова
Конспект занятия по развитию математических представлений у дошкольников с ОНР «Лексическая тема «Мы читаем С. В. Михалкова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию математических представлений у дошкольников с ОНР
Лексическая тема «Мы читаем С. В. Михалкова»
Цель. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта, умение составлять условия, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=», умение располагать предметы в порядке убывания высоты. Дальнейшее совершенствование умения измерять длину и ширину разными мерками и линейками. Формирование представления об относительности величины. Совершенствование умения навыков ориентировки на листе бумаги в клетку.
Публикация «Конспект занятия по развитию математических представлений у дошкольников с ОНР „Лексическая тема „Мы читаем С, В, Михалкова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Михалков С.В.
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать речевую и мыслительную деятельность, речевой слух, координацию речи с движением, пальцевую моторику.
Воспитательные задачи. Формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, макеты разноэтажных домов, отрезок ткани синего цвета, сантиметровая лента, плоскостные изображения аллигаторов, контейнер с числами и математическими знаками, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей.
Предварительная работа. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Фома» и заучивание отрывков из него. Разучивание упражнения «Неверующий Фома». Изготовление макетов разноэтажных домов на занятии по конструированию.
Ход организационной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Упражнение «В одном переулке стояли дома…» Совершенствование умения располагать предметы в порядке убывания высоты, навыков обратного счёта, порядкового счёта. Создание положительного эмоционального фона занятия.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске, где приготовлены модели разноэтажных домов)
Педагог. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с Фомой с одноименного стихотворения Сергея Владимировича Михалкова. Вспомните первые строчки этого стихотворения.
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
Педагог. Расставьте дома, которые стояли в переулке, от самого высокого до самого низкого.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько этажей в каждом из домов? Сосчитайте.
Дети. Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Педагог. Сосчитайте дома по порядку, начиная с самого низкого.
Дети. Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.
Педагог. На сколько этажей второй дом выше первого?
Дети. Второй дом выше первого на один этаж
Педагог. На сколько этажей третий дом ниже пятого?
Дети. Третий дом ниже пятого на два этажа
Педагог. На сколько этажей седьмой дом выше четвёртого?
Дети. Седьмой дом выше четвёртого на три этажа
Педагог оценивает работу детей
2. Упражнение «Река под названием Конго…». Совершенствование умения измерять длину и ширину разными мерками и линейкой. Формирование представления об относительности величины.
Педагог.
Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печет,
Река, под названием Конго,
Течет.
Представь, что перед вами река Конго. Давай измерим длину участка реки, который перед нами, шагами.
Дети. Длина участка реки - двенадцать шагов.
Педагог. Теперь измерь длину участка реки линейкой. Правильно прикладывай нулевую отметку к концу веревки. Можно использовать фишки для точности измерения.
Дети. Длина участка реки 6 метров.
Педагог. Почему получились разные результаты?
Дети. Потому что использовались разные мерки.
Таким же образом измеряем ширину реки и еще раз делаем вывод.
3. Упражнение «Аллигаторов тьма». Совершенствование умения составлять условие и ставить вопрос к задаче.
Педагог приглашает детей к магнитной доске.
Педагог.
Подходит к реке
Пионерский отряд.
Ребята Фоме
У реки говорят:
«Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма».
«Неправда»,-
Друзьям отвечает Фома.
Вы знаете, кто такие аллигаторы? (Это крокодилы.)
Давайте составим задачу о том, сколько аллигаторов плавает в реке?
Сколько крокодилов плывет вправо(5)
Сколько крокодилов плывет влево? (4)
Составьте задачу, поставьте вопрос.
Дети. В реке много крокодилов. Вправо плывут 5 крокодилов. Влево плывут 4 крокодила. Сколько всего крокодилов в реке?
Педагог. Молодцы. Вы составили задачу. Давайте запишем решение и решим задачу.
4. Решение задачи. Формирование умения решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=».
(Педагог предлагает детям записать решение и решить задачу всем вместе, предварительно убрав с доски плоскостные изображения. Дети выполняют задание и комментируют свои действие.)
Дети. Вправо плывут пять крокодилов, поставим цифру «пять». Влево плывут четыре крокодила, поставим цифру «четыре». Нам нужно узнать, сколько всего крокодилов. Значит эта задача на сложение. Поставим между цифрами знак «+», а после цифры четыре – знак «=». К пяти прибавить четыре – получится…. Или: пять плюс четыре равно…
Педагог. Сосчитайте, сколько получится, если к пяти прибавить четыре.
Педагог. Сколько всего крокодилов в реке?
Педагог. Молодцы!
(Педагог оценивает работу детей)
5. Подвижное упражнение «Неверующий Фома». Развитие координации речи с движением.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сделать знакомое упражнение)
Ни дома, ни в школе, шаги по кругу, с высоко поднятыми коленями
Нигде, никому -
Не верил боковые подскоки
Упрямый Фома
Ничему.
На улицах слякоть, наклон вперёд
И дождик, руки вверх, потянуться
И град. руки в стороны
"Наденьте калоши",- шаги по кругу, с высоко поднятыми коленями
Ему говорят.
"Неправда,- боковые подскоки
Не верит Фома,-
Это ложь. "
И прямо по лужам шагом в круг
Идет без калош. прыжок, хлопок в ладоши над головой
6. Работа в тетради. Упражнение «Спасите Фому». Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги в клетку.
(Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и карандаши)
Педагог. Ребята предлагаю вам сначала размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Котята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу Локти опираются на стол.)
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками,не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят
Два толстых, два ловких.
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу.)
Педагог. Молодцы ребята! Откройте тетради. Что вы видите?
Дети. Мы видим Фому, который плывёт по реке. Вокруг Фомы аллигаторы.
Педагог. Мы должны спасти Фому и проложить маршрут так, чтобы он не попался ни одному аллигатору.
Отсчитайте от красной точки три клетки вправо, проведите линию между точками.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Отсчитайте пять клеток вверх. Проведите линию.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Отсчитайте семь клеток вправо. Проведите линию.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Отсчитайте семь клеток вверх. Проведите линию.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Отсчитайте две клетки вправо. Проведите линию.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Удалось ли Фоме спастись от аллигаторов?
Дети. Удалось.
Педагог. Раскрасьте картинку.
(Дети выполняют задание. Педагог оценивает работу)
Педагог. Решите примеры в нижней части страницы.
(Дети выполняют задание)
7. Организация окончания работы. Оценка работы детей.
(Педагог организует беседу с детьми)
Педагог. Чему вы научились на сегодняшнем занятии? Что вам было интересно делать?
Дети. Мы учились измерять длину и ширину реки разными мерками, составляли и решали задачу.
Педагог. Вы были активными и самостоятельными, легко выполняли все задания. Молодцы! Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.