Татьяна Бурмистрова
Комплексно-тематическое планирование по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей логопедической группе
2015 – 2016 уч. год
1 период
Дата Лексическая тема
Содержание работы
Литература
Сентябрь – 3-я неделя Части тела.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе» размещена в разделах
Органы артикуляции 1. Познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т. д. ; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание. 1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет
2. Познакомить детей с органами артикуляции; развивать фонематический слух; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать сенсомоторные навыки. 2. Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»
Сентябрь – 4-ая неделя Игрушки 1. Учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа. Отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа. Углублять знания детей по теме. Закреплять употребление предлога «с». Развивать умение строить небольшие предложения. Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу. 1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; развивать зрительную и слуховую память. Активизировать словарь по теме.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
Октябрь – 1-ая неделя Детский сад 1. Обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя». Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа. Закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме. Расширять и активизировать словарь глаголов. Воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.
2. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятие «профессия». Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада. Учить составлять простую фразу по сюжетной картинке и вопросам. Развивать память, внимание, логическое мышление.
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа»
Октябрь – 2-ая неделя Осень. Признаки осени 1. Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Упражнять в образовании множественного числа имен существительных. Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью. Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
2. Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану. Активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание, память, мышление.
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
Октябрь – 3-я неделя Овощи. Огород 1. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи». Упражнять в отгадывании предметов по их описанию. Развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Закрепить знания детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы. Учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
Октябрь – 4-ая неделя Фрукты. Сад 1. Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. Упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои». Развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме. Развивать внимание и мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период, трудолюбие.
2. Уточнение представления о фруктах. Расширение и активизация словаря по теме. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Развитие внимания, памяти, мышления, моторной координации, пространственного восприятия.
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Бухарина К. Е. «Конспекты по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей
5 – 6 лет с ОНР и ЗПР»
Октябрь – 5-ая неделя Грибы и ягоды 1. Учить различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. Закреплять употребление предлога «в». Упражнять детей в подборе обобщающих слов. Развивать и активизировать словарный запас по теме. Воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
2. Уточнить знания детей о грибах и ягодах. Знать внешние признаки. Учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными. Упражнять в подборе слов-антонимов.
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
Ноябрь – 1-ая неделя Лес. Деревья и кустарники 1. Уточнить и расширить словарь по теме. Познакомить с деревьями, их названиями, закрепить знание о пользе, которую приносят деревья. Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев. Развивать внимание, память, мышление.
2. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки. Учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы. Закрепить употребление предлогов. Развивать словарь по данной теме.
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа»
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
Ноябрь – 2-ая неделя Перелетные птицы 1. Учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. Развивать умение составлять простые предложения. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными. Воспитывать у детей интерес к поведению птиц, бережное отношение к ним.
2. Уточнение представления о перелетных птицах. Расширение и активизация словаря по теме. Уточнение представления об осенних предметах. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными. Закрепление навыка образования прилагательных-антонимов. Закрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже. Формирование навыка работы с деформированной фразой, расстановки слов в нужном порядке. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, навыков пространственной ориентировки. 1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Бухарина К. Е. «Конспекты по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей
5 – 6 лет с ОНР и ЗПР»
Ноябрь – 3-я неделя Одежда
1. Учить детей различать предметы одежды по сезонам. Формировать умение согласовывать числительные «два», «две» с существительными. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
2. Уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье, праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы.
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет»
Ноябрь – 4-ая неделя Обувь 1. Формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа. Активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь. Упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению. Развивать мыслительную деятельность и внимание.
2. Расширение и активизация словаря по теме. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом –ин. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. 1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет»
2. Бухарина К. Е. «Конспекты по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей
5 – 6 лет с ОНР и ЗПР»