Любовь Чудина
Конспект занятия по ранней профориентации (внеклассного занятия) «Знакомство с профессией» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с железнодорожными профессиями.
Задачи:
- расширить представления детей о профессиях : обходчик, монтер, путеец, проводник, машинист, диспетчер;
- развивать интерес к труду железнодорожников;
- воспитывать уважение к труду железнодорожников.
Материалы и оборудование: использование ИКТ презентации «Люди профессии железнодорожников», деревянный конструктор на две подгруппы детей, музыкальная запись песенки паровозика, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова», цветные медальки «Знаток профессий».
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Словарная работа: обходчик, монтер, путеец, проводник, машинист, диспетчер.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре, на стульчиках, полукругом.
В. : - Ребята, отгадайте загадку:
«Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит» (ответы детей)
(Железная дорога)
В. : - Да, ребята, это железная дорога.
В. : - Железные дороги очень длинные и протянуты по всему миру. Многие люди пользуются железнодорожным транспортом, ведь у поездов почти нигде нет препятствий.
В. : - Ребята, а как вы думаете, возникают ли трудности у поезда, когда он пересекает леса, горы, пустыни, реки? (ответы детей)
В. : - Молодцы! Вы все правильно говорите.
- А как вы думаете, как поезд будет пересекать реку? (ответы)
- Правильно, через реку можно построить железнодорожный мост. А если наш поезд поедет через горы, то тогда что нужно построить? (ответы)
- Да, а в горах, можно построить тоннель.
В. : - Ребята, вы такие умнички, все знаете, я вами очень горжусь! Давайте с вами маленько поиграем и отдохнем.
Дети сидят на стульчиках.
Мы в вагончиках сидим (показать домик)
Мы сидим, мы сидим
И в окошко мы глядим (повороты головы вправо, влево)
Весело глядим.
Едет, едет паровоз (согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак)
Чух – чух - чух, чух – чух – чух
Ребятишек он повез
Чух – чух - чух, чух – чух – чух
А колесики стучат (ударить ладонями по коленям)
Так – так - так, так – так - так,
Будто с нами говорят
Так – так - так, так – так – так.
Громко подаем гудок (согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку)
Ту - ту - ту, ту - ту - ту,
Подъезжает паровоз
Ту - ту - ту, ту – ту - ту,
В. : - Ну здорово мы, с вами покатались на паровозе. Давайте с вами продолжим разговор и посмотрим на экран.
Хвалю детей и предлагаю посмотреть презентацию на экране и поиграть в игру «Люди профессии железнодорожник». На мониторе, изображения разных профессий железнодорожников. Предлагаю детям определить название железнодорожной профессии.
В. : - Ребята, а вы знаете кто трудится на железной дороге? (ответы детей)
- Да, правильно. Послушайте пожалуйста стихотворение:
«Когда вырасту большим,
Буду я обходчиком,
Дошколятам объясню
Очень все доходчиво.
Вот сюда ходить нельзя –
Близко мчатся поезда,
К стрелке ты не подходи –
«Скорый» на твоем пути.
Рельсы, шпалы, поезда –
Ходить сюда без мам нельзя!
На экране изображение обходчика
В. : - Ребята, обходчик — это очень ответственная профессия, он должен каждый день обходить свой участок дороги. От его работы зависит состояние рельс, шпал и переездов.
- А как вы думаете, кто такой осмотрщик? Как вы думаете, что он делает? (ответы детей)
На экране появляется изображение осмотрщика
В. : - Осмотрщик – это человек, который осматривает вагоны со всех сторон, как только поезд приезжает на станцию. Молотком простукивает буксы и колесные пары. Для того, чтобы убедиться, что с вагоном все в порядке. Осмотрщики очень сильные, выносливые и закаленные люди. Свою работу выполняют в любое время года, в жару и стужу. Поезд дальше не поедет, пока осмотрщик не подаст сигнал, о том, что все в порядке.
На экране появляется изображение монтера
В. : - Посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, какая профессия у этого человека? (ответы детей)
— Это монтер пути. Монтер работает в желтых жилетах, ремонтируют рельсы.
- А вы знаете, кто укладывает рельсы? (ответы детей)
- Да, рельсы укладывают путейцы, посмотрите на экран, вот так выглядит путеец (на экране изображение путейца).
В. : - А если вы сейчас угадаете загадку, то узнаете про еще одну профессию на железной дороге, слушайте внимательно:
«Он – вежливый, добрый, но строгий-
Работник железной дороги.
Встречает он нас на перроне
И с нами поедет в вагоне…»
(Проводник)
На экране появляется изображение проводника
В. : - У проводника рабочее место – это весь вагон. Там он поддерживает порядок, носит пассажирам чай, следит за работой отопления и за исправностью радиооповещения. И может оказать первую медицинскую помощь если кому-то потребуется.
В. : - готовы услышать следующую загадку? (ответы)
- Слушайте тогда:
Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу,
Я не токарь, не горнист,
Я великий … (Машинист)
На экране изображение машиниста
В. : - Правильно, ребята. У машиниста очень ответственная и сложная работа. Он управляет поездом при помощи специального прибора. У него есть помощник, который сидит рядом с ним и помогает ему. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен путь или нет.
В. : - Какие вы у меня молодцы!
- Послушайте последнюю загадку:
Табло-экран со схемами пути,
Тут сотни лампочек, светящихся дорожек,
Найти для поезда свободные пути
Со стула, не сходя … кто может… (Диспетчер)
На экране изображение диспетчера
В. : - Правильно, это диспетчер. Он играет важную роль в управлении поездами, его командам подчиняются все железнодорожники, связанные с движением поездов.
- Давайте встанем и маленько отдохнем, и разомнемся.
Физкультминутка «Поезд»
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
(Ходьба на полусогнутых ногах)
В. : - Молодцы! Здорово покатались. Теперь давайте разделимся на две команды, и каждая из команд построит из конструктора большой поезд.
На двух столах лежит по набору конструктора деревянного, команды подходят к столам и строят поезд под песенку паровозика, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
В. : - Ребята, вы такие молодцы, у вас получились замечательные поезда, и у первой команды и у второй, поэтому сегодня победила дружба!
- Давайте с вами вспомним с какими профессиями мы сегодня познакомились?
(ответы детей)
Подводим итог занятия. После подведения итогов поощряю детей медалями.