Татьяна Стажкова
Конспект занятия «Чья песня лучше? Знакомство с духовыми инструментами» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с духовыми инструментами. Старший дошкольный возраст.
Тема: «Чья песня лучше?»
Цель: Познакомить детей с различными духовыми инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал под марш в исполнении духового оркестра и занимают свои места на банкетках.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам сказку о споре духовых инструментов, кто же из них лучше. Может, вы поможете разрешить этот спор?
Чья песня лучше?
Публикация «Конспект занятия „Чья песня лучше? Знакомство с духовыми инструментами“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом – жалейка плачет жалобно, а её плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть, да деток потешать».
Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.
В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.
- Не смей, князь, моих слуг – музыкантов обижать! – молвила девушка певучим голосом.
- Я приказал запретить музыку и игры! А кто ты такая? – гневно закричал князь.
- Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, - ответила фея и растаяла.
Хотел князь что-то крикнуть, а не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставить сердце князя плакать, получит сто золотых».
Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.
- Я хочу на жалейке сыграть, - сказал один музыкант. – Её жалобная песня любого тронет.
- Хорошо, - ответил мастер, - вот тебе жалейка – деревянная удочка с дырочками. На конец этой дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил «пищик».
- А мне волынка больше нравится, заявил второй музыкант. – Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.
- Очень удобный инструмент – волынка – согласился мастер. – Сделал я её в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку можно воздух в мешок нагнетать, через другую – можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.
- Дайте мне свирель, её переливчатая музыка за душу берет, попросил третий музыкант.
- Возьми вот эту свирель, - предложил мастер. – Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой и прожег в ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной затычкой, только узенькую елку оставил для воздуха.
- Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? – спросил внук мастера.
- Все эти инструменты – духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, - ответил старик.
Пошли музыканты в замок, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался.
Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили.
Звучит отрывок песни жалейки. –
Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел в сторону музыканта.
Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по Родине тоскует.
Звучит отрывок мелодии, исполняемой на волынке. –
Слезинка выкатилась из глаз княгини, а князь даже голову не повернул.
Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости.
Звучит отрывок песни свирели. –
Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.
Тут заметила княгиня мальчика и попросила:
- А ты умеешь играть?
- Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, - ответил мальчик.
Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.
Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.
Педагог: Ребята, вот мы и прослушали сказку. Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?
Ответы детей.
Педагог: А на каком инструменте вы бы сыграли князю, чтобы оживить его сердце?
Ответы детей.
Педагог: Давайте мы с вами немного пофантазируем и придумаем рецепт музыкального лекарства, от которого сердце становится добрее.
Дети размышляют на тему, что же нас делает добрее и лучше?
Педагог: Ребята, а как вы представляете себе фею музыки, какая она. Я предлагаю вам нарисовать дома эту музыкальную фею, ведь только в детстве мы можем посещать сказочные страны и видеть волшебников и фей.