Елена Абрукова
Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «Чувашская радуга» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «Чувашская радуга»
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Абрукова Е. Н.
Тема:
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа „Чувашская радуга“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Средняя группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Цель: Создание условий для формирования представления о чувашском узоре.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с чувашским узором, ее колоритом, основными элементами. Обучать детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу.
Развивающие: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.
Воспитывающие: Вызывать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Оборудование и материалы:
Аудиозапись чувашской песни «Илемле»; фотография радуги; белая бумага без узора и с чувашским узором; доска разделочная без узора и с чувашским узором; ковш без узора и с чувашским узором; салфетка без узора и с чувашским узором; фотография чувашского узора; геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб); цветные кружочки (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); карандаши цветные; магнитная доска.
Ход занятия:
На стенде фотография радуги.
В. : Ребята, что это?
Д. : Радуга.
В. : Да, это радуга. Какая она?
Д. : (Ответы детей).
В. : Радуга красивая, волшебная, многоцветная. Какие здесь цвета?
Д. : (Ответы детей).
В. : А есть еще что-нибудь такое же красивое, радостное, многоцветное, как радуга?
Д. : (Ответы детей).
В. : Я тоже знаю, что так похоже на радугу. Хотите, расскажу?
Д. : (Ответы детей).
В. : Тогда присаживайтесь удобнее.
Выставляются два листа. Один белый лист без узора и второй лист с чувашским узором.
В. : Ребята. Перед вами два листа. Чем они отличаются друг от друга?
Д. : (Ответы детей).
В. : Первый лист без рисунка, а второй с рисунком. Это не простой рисунок. В рисунке есть свой порядок. Здесь фигуры и цвета повторяются, чередуются между собой. Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?
Д. : (Ответы детей).
В. : Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Молодцы! (Выставляет их на магнитную доску).
В. : Какие цвета вы видите на рисунке?
Д: (Ответы детей).
В. : Красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый (Выставляет кружочки с соответствующими цветами).
В. : Все это вместе называется «чувашский узор». Посмотрите, какой он красивый, яркий, волшебный, как радуга.
Выставляется доска разделочная без узора и с чувашским узором.
В. : Чем отличается одна доска от другой?
Д. : Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В. : Какая доска многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д. : (Ответы детей).
В. : Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д. : Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В. : Молодцы, ребята.
Выставляется ковш без узора и с чувашским узором.
В. : Это ковш (показывает на первый) и это ковш (показывает на второй). Чем они отличаются?
Д. : Первый - без узора, а второй - с чувашским узором.
В. : Какой ковш многоцветный, красивый, радостный и волшебный, как радуга?
Д. : Ковш с чувашским узором.
В. : Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д. : Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В. : Молодцы!
Выставляются 2 салфетки. Одна салфетка без узора, вторая с чувашским узором.
В. : Чем отличаются эти салфетки?
Д. : Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В. : Какая салфетка многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д. : Салфетка с чувашским узором.
В. : В чувашском узоре каждый цвет что-то символизировал
Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение.
Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри! Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.
Ладит жёлтый с голубым на холсте. Небо с солнцем золотым в высоте,
Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…
Итак, что символизирует желтый цвет (солнце, красный цвет (кровь и любовь, зеленый цвет (трава, голубой цвет (небо, черный цвет (земля? Молодцы.
В. :А теперь скажите мне, пожалуйста, из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д. : Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В. : Молодцы, ребята.
А теперь выходим на пальчиковую гимнастику.
Дети встают в круг. Выполняется пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» правой рукой на русском языке, а левой рукой то же самое на чувашском языке.
В. : Наши пальчики умеют превращаться. Вот они домашние животные. Покажем кошку, собаку, козу, корову, лошадь. (Показывают и называют сначала на русском, затем на чувашском языке). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы). Идем дальше.
В. : Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – папа, этот палец – мама, этот палец - я (Показывают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).
А теперь считаем. Один, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять. (Считают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).
Дети садятся полукругом. Выставляется лист, на котором нарисован чувашский узор.
В. : Что это?
Д. : Чувашский узор.
В. : Какой он?
Д. : Он многоцветный, красивый, яркий, как радуга.
В. : Он такой яркий потому, что нарисован цветом добра, волшебства, счастья, солнца, природы (Располагает рисунок рядом с радугой).
В. : Ребята, почему чувашские мастера украшают предметы узорами?
Д. : (Ответы детей).
В. : Правильно. А еще в старину говорили, что чувашский узор оберегает дома и хозяев от беды и несчастий, исцеляет от болезней.
Воспитатель предлагает закрыть глаза, тихо посидеть, представить радугу и чувашский узор, сравнить их.
В. : Предлагаю украсить открытку чувашским узором.
Дети рассаживаются за стол. Раскрашивают узор цветными карандашами. В. : Передайте всю вашу любовь и нежность (Во время раскрашивания звучит чувашская песня «Илемле»).
Итог занятия.