Наталья Сазонова
Конспект занятия по предметному социальному окружению в старшей группе «Мое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: ОО «Социально –коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.
Цель: Познакомить с происхождением имён.
Программное содержание: Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.
Формировать у детей элементарные представления о правах.
Публикация «Конспект занятия по предметному социальному окружению в старшей группе „Мое имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
Углубить понятия «Свидетельство о рождении», «Паспорт», «Однофамильцы.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Материал и оборудование: Паспорт. Свидетельство о рождении. Лупа, листочки бумаги, фломастеры.
Планируемые результаты: Познакомились с происхождением имён.
Ход занятия
I Вводная часть
– Здравствуйте дети:
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Меня зовут Наталья Николаевна
А как зовут каждого из вас?
Дети: (перечисляют имена)
II Основная часть
Ребята, а что вы знаете об имени и зачем нам оно?
Может имя совсем не нужно?
Сколько у нас вопросов, попробуем вместе найти ответы.
Попрошу Ваню и Стёпу отойти в сторону и повернуться к нам спиной.
Представим, что у них нет имени. А теперь, Ксюша, попроси кого-то из мальчиков повернуться, но имени не называй.
Дети: / попытки детей позвать ребят, стоящих спиной /
Воспитатель: Ваня и Стёпа, возвращайтесь к нам.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
(показать фото с новорожденными малышами)
Дети: Они одинаковые.
Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Отгадайте мои загадки.
Загадки.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои генеалогические деревья и назовите по именам своих родственников.
Дети: несколько детей называет по заранее составленным древам имена своих родителей, бабушек, дедушек
Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?
Ответы детей:---
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.
Ребята, а вы сами выбирали себе своё имя?
Ответ детей: нет
-Кто даёт нам имя?
Ответ детей: родители
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя ласково»
Ксения- Ксюша
Саша – Сашенька
Маша – Машенька….
Физминутка
В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.
Воспитатель: Недавно я узнала, что в нашем городе живут ещё три Ершовых Марии Алексеевны, может такое быть? А вы встречали людей с такими же именами и фамилиями как у вас?
Ответ детей:---
-На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками».
Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Дети: По фамилии.
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи.
Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
Воспитатель: Очень, очень давно имена были похожи на прозвища: Первяк, Третьяк, Одинец. Имена давали детям и по названию месяца, в котором родился ребёнок. Отгадайте, в каком месяце родилась: Мая, Августин, Октябрина.
Сейчас имена звучат по-другому. При рождении ребёнку давали имя и записывали в большие книги и никакого документа больше не выдавали.
Воспитатель: А сейчас, дети, у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас- детей?
Ответ детей: ---
Воспитатель: Свидетельство о рождении.
Скажем все вместе: «свидетельство о рождении»
- Кто из вас видел своё свидетельство о рождении? Что в него записывают?
Правильно, ваше имя и фамилию.
А вы знаете, какой главный документ у взрослых?
Ответ: ---
Давайте подойдём к столу. Рассмотрите паспорт. Чей это паспорт? Как вы догадались? Ответ : /по фото/
А ещё как можно узнать, чей паспорт?
Ответ:/прочитать/
Сравните, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении? Что записано в оба документа? А чем они отличаются?
Ответ: в паспорте много страничек, в нём записано много данных о человеке.
Итак, Документы подтверждают, что у каждого человека есть право на что?
Ответ:/на имя/
Воспитатель: В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии, имеется отпечаток пальца.
Как вы думаете, для чего?
А вот, оказывается, если у людей похожи имена, отчества и фамилии, то людей различают по отпечаткам пальцев. Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев?
Возьмите, пожалуйста, лупы, посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком пальца другого человека.
А сейчас посмотрите на руку соседа и сравните, похожи у вас рисунки на пальцах? Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется биометрия.
Сейчас я каждому из вас раздам по листочку и вы поставите в квадратик отпечаток своего пальца. Рассмотрите с помощью лупы рисунок на отпечатке.
А теперь посмотрите отпечатки друг у друга, сравните их.
Если рядом вы вклеите своё фото, напишете своё имя, то у вас получится настоящий биометрический паспорт.
(Дети пишут имена и вклеивают фотографии).
III Заключительная часть
Итог
Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый из нас имеет на собственное имя. Узнали кто такие однофамильцы, тезка, что такое свидетельство о рождении, паспорт, биометрический паспорт.