Елена Головачева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Беседа о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.
Тема: «Беседа о зиме».
ЗАДАЧИ: Развивать интерес к познавательному развитию.
Образовательные цели: Обобщать и расширять представление детей о зиме.
Закрепить знания детей о зимних явлениях природы, зимующих птицах, деревьях.
Развивающие цели: Развивать у детей память, внимание, усидчивость.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Беседа о зиме“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные цели: Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, бережное отношение к животным и растениям.
Оборудование: картина «Зимние забавы», снежки, счётные палочки (по 2 на каждого ребёнка, картинки с зимующими птицами, с деревьями (хвойными, лиственными, калина с плодами, шишки еловые и сосновые, жёлудь, каштан, засушен. Пастушья сумка, анютины глазки, картина с весенним пейзажем.
Ход занятия.
I часть: Приглашаю детей подойти ко мне поближе, загадываю загадки о зиме:
1. Невидимкой, осторожно он является ко мне, и рисует, как художник, он узоры на окне (мороз).
2. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (снег).
3. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт, гвоздь упадёт (сосулька).
4. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой).
II часть: Раздаётся стук в дверь, входит почтальон: «Здесь старшая группа? Вам письмо». Беру письмо, читаю: «Здравствуйте, ребята, я очень мало знаю о зиме, напишите мне,пожалуйста, что вы знаете. Спасибо. Буратино».
Воспитатель: - Дети, поможем Буратино больше узнать о зиме?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Сели прямо, своей спиной нашли спинку стула, хором не отвечаем, поднимаем руку. Какое сейчас время года? Как можно узнать, что зима? Что можно сказать про зиму?
Дети: - Зимой холодно, земля покрыта снегом, на озере, пруду, речке вода замёрзла,образовался лёд. Лёд прочный, твёрдый, гладкий, скользкий, по нему можно ходить, кататься на коньках. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных деревьях остаются иголки. Птицы перебираются поближе к человеческому жилью, кормятся оставшимися семенами. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых часто идёт снег
Воспитатель: - Молодцы, дети, много знаете о зиме. (Выставляю картину «Зимние забавы», - Дети, что можно сказать о зиме? Во что можно поиграть зимой?
Дети: - Покататься на санках, лыжах, коньках, поиграть в снежки.
ФИЗ. МИНУТКА: Сверху вниз, сверху вниз (полуприсед с качанием рук вверх, в
низ[/i])
Падают снежинки
Кружатся, кружатся (кружатся на носках, руки в стороны,
Белые пушинки взмахи рук вверх, вниз)
Дует, дует ветер (руки вверх, раскачивание корпуса
Вьюга завывает вправо, влево)
А пурга метёт-метёт (руки выполняют круговые
Землю застилает движения перед собой)
Всё бело, бело, бело (дети изображают лыжников и
Много снегу намело конькобежцев)
Вот весёлые деньки
Все на лыжи и коньки!
ИГРА В СНЕЖКИ.
Пальчиковая игра: «На лыжах» (на две счётные палочки поставить указательный и средний пальцы и водить по столу, «катание» на лыжах).
Дети снова садятся на стулья и продолжают беседу.
Воспитатель: - А, что ещё можно сказать о зиме? Какой бывает снег? А снег бывает разный. В сильные морозы падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах появляется иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Воздух становится холодным.
- Дети, а каких зимующих птиц вы знаете? (показать картинки с птицами). А что они ищут зимой на деревьях? (семена, плоды).
ИГРА «Чудесный мешочек»: дети по очереди достают из мешочка по одному предмету и объясняют, что это. Каждый держит, крутит в руках по очереди
жёлудь, шишку сосновую и еловую, каштан — массаж рук.
Воспитатель: - Дети, а какие деревья зимуют зелёными?
Дети: - Хвойные: ель, сосна.
Воспитатель: - А лиственные как зимуют? И какие вы знаете?
Дети: - Лиственные зимуют без листьев: берёза, липа, дуб, клён, осина, рябина, калина с остатками плодов. (воспитатель все деревья показывает на картинках).
РАССКАЗ воспитателя о деревьях.
«Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зёрнами. Запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зима потеплее, крахмал так всю зиму и остаётся крахмалом. Где морозы пожестче, крахмал заменяется сахаром. Замороженный крахмал сластит. С такими запасами дерево выдерживает морозы 10-12 градусов. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка и покой у дерева.
Воспитатель: - Ребята, Буратино спрашивает, а почему эти растения не растут и не цветут зимой (достать из конверта растения — пастушья сумка, анютины глазки).
Дети: - Зимой холодно, мало света, почва замёрзшая и нет влаги.
Воспитатель: - Дети, Буратино написал, что растения зимой погибают. Так ли это? Конечно, нет. Растения не погибают, а засыпают, когда становится мало тепла, света, листья на кустарниках и деревьях желтеют и облетают, остаются почки. Вся жизнь этих растений спрятана в почках.
ЧИСТОГОВОРКА: «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы». (дети проговаривают тихо, громко, быстро и медленно).
Игра «Как дерево зимой» (дети встают и замирают).
После игры спросить, какие у детей были ощущения.
Показать картину с весенним пейзажем.
Воспитатель: - Дети, а что будет весной с растениями?
Дети — Весной будет больше и ярче греть солнце, почки на кустарниках, деревьях набухнут, лопнут и появятся первые листочки.
Итог занятия.
Воспитатель: - Дети, сегодня я всё запишу, что вы интересного рассказали, прочитаю вам и отправлю Буратино письмо. Хорошо?