Елена Мунтян
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие:
-Учить устанавливать причинно следственные связи животных со средой обитания.
Развивающие :
-Развивать знания детей о диких животных и птиц (заяц, белка, барсук, бобр, глухарь).
Воспитывающие:
-Воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным.
-Проявлять заботу и внимание ко всему живому.
-Воспитывать доброжелательность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Интеграция с образовательными областями: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
- Беседа с детьми диких животных;
- Рассказ воспитателя о животных.
- Отгадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
- Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Животные и их детеныши», «Волшебный круг».
- Чтение сказки Скребицкого Г. А. «Всяк по своему».
Материал: Искусственные деревья, следы животных (нарисованы и вырезаны из бумаги, угощение для зверей (рыба, морковка, орешки, грибок, бочонок меда).
Пособие для заданий: «Чудесный мешочек» «Собери орешки для белочки», «Выложи дом».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети сидят полукругом перед экраном.
Воспитатель: - Ребята, я сегодня шла в детский сад и заметила, что на улице похолодало. Лужи замерзли, дует холодный ветер, моросит.
А кто мне скажет, почему так меняется погода?
Дети:….
Воспитатель: Наверное, всем необходимо подготовиться к таким изменениям в природе: и людям и зверям и птицам и насекомым. А как готовятся люди к зиме?
Ответы детей :
Воспитатель: А как готовятся птицы?
Ответы детей :
Воспитатель: Как ведут себя насекомые?
Ответы детей :
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами узнаем, как готовятся к зиме дикие животные?
Ответы детей :
Воспитатель: Чтобы идти в гости, нужно взять угощение, а угощение у меня в «Чудесном мешочке».
Дети достают по очереди угощение и решают, для кого вспоминая, кто, чем питается и складывают угощения в корзинку.
Угощение мы собрали, пора и в путь.
Воспитатель:
В лес загадочный, красивый
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья,
Нам, ребята не найти,
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем,
В лес мы дружно все пойдем.
Воспитатель: Ой, посмотрите что это? (Следы) .
Интересно, чьи же это следы, кто знает?
(Дети рассуждают)
Как узнать, кто их оставил. (Надо пойти по этим следам) .
Идем по следам, следы запутанные и возвращаются к стульчикам. Под одним из стульев осенний лист, на котором написана загадка про зайца.
Дети отгадывают
Слайд 2. Заяц серый
Около экрана находиться конверт с изображением зайца.
Воспитатель: ребята посмотрите что это?
Дети: это же письмо от зайца!
Воспитатель: а давайте узнаем, что нам зайчик написал!
«Здравствуйте ребята! Что-то случилось с лесом – он стал другим. Я ни как не могу понять, почему он изменился.
Все мои друзья готовят домики к зиме, и я не знаю где мне его найти.
Помогите, пожалуйста, расскажите, что случилось с лесом и где мне найти домик. Заяц русак.»
Давайте ребята поможем зайцу русаку.
Дети: ….
Воспитатель: хорошо. В первую очередь давайте расскажем зайчику. Что произошло с лесом и почему он надел такой яркий наряд.
Дети говорят, что наступила осень и называют приметы осени (дни стали короче; солнце хоть и светит, но уже не греет; а ночью ударяю первые морозцы, листья на деревьях желтеют, а потом и опадают; перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг; дует холодный ветер; дожди холодные и затяжные; дикие животные готовят свои домики к зиме, а некоторые из них на всю зиму впадают в спячку и т. д.)
Воспитатель: правильно ребята. А теперь давайте отравимся на поиски домика для зайки.
Пойдем осенними дорожками,
Пусть листики шуршат под ножками. (Ходьба по кругу в колонне)
Листья осенние в танце кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Легкий бег на носках, на остановку музыки — присесть)
Ветер осенний поднялся — и вот
Листья по кругу ведут хоровод. (Боковой приставной шаг)
Ветер крепчает и дует сильнее —
Листья по кругу летят все быстрее. (Боковой галоп)
В край далекий улетая,
Нам помашет птичек стая (махи «крыльями»)
Дождик мелкий моросит, «Кап, кап, кап!» — он говорит.
(Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу)
Вот и пришли мы в лес. Посмотрите, какой он красивый.
Слайд 3 (осенний лес)
Воспитатель: Пора на вспомнить какие звери живут в лесу.
Детки встают кругом (игра с мячом»дикие животные)Дети называют лесных обитателей.
Молодцы ребята, много знаете диких животных. (дети присаживаются на стульчики)
А вот посмотрите кого мы встретили…
Слайд 4 (белочка)
Ребята скажите, чем занята белочка осенью?
Ответы детей :
Что она запасает? И зачем?
Ответы детей :
Слайд 5 (белка и дупло)
Воспитатель: Правильно ребята. Белочка сушит грибы, собирает орехи и ягоды.
Давайте и мы поможем белочке.
Дети делятся на 4 команды. На 4х столах лежат кедровые, лесные орехи и камни.
Ребята нужно собрать орехи в корзиночку, а камни должны остаться на столе (выигрывает команда, которая соберёт орехи быстрей). Молодцы ребята дружно помогли белочке собрать орехи. А кто знает, какие это орехи?
Ответы детей :
Воспитатель: (если дети затрудняются) лесные орехи и кедровые.
Дети садятся на стульчаки.
Воспитатель: а где же живёт белочка?
Ответы детей :
Воспитатель: Скажите, может и зайцу поселится в дупле? Почему вы так считаете?
Ответы детей :
Слайд 6 (норка)
Воспитатель: посмотрите. Что это перед нами?
Дети: норка
Воспитатель: а кто же там может жить?
Дети: лисы, мыши.
Слайд 7 (барсук)
Воспитатель: в этой норке, ребята, живёт барсук. Барсук очень осторожный зверь, охотится ночью, ищет в листве насекомых. Осенью ему нужно много кушать, чтобы запастись жиром на зиму. Ребята, а как барсук готовит свою норку к зиме?
Ответы детей :
Воспитатель: посмотрите на барсучка, у него нос в земле. Осенью барсуки норку делают глубже и шире, как вы думаете зачем?
Ответы детей :
Воспитатель: правильно, чтобы норка стала просторной, туда не задувал ветер. Барсук наносит мха, чтобы было теплей и в такой норке зима не страшна. Но и норка барсука не подойдёт зайцу. Как вы думаете почему?
Ответы детей :
Воспитатель: вы правы, зайцу там будет темно и душно без свежего воздуха.
Слайд 8 (хатка бобра)
Воспитатель: а это что за странный дом?
Предположения детей :
Воспитатель: посмотрите, где он построен?
Дети: в воде.
Воспитатель: Из чего выстроен этот необычный дом.
Ответы детей :
Слайд 9 (бобр)
Воспитатель: А вот и хозяин! Кто же он? Как их ещё называют? И почему?
Ответы детей :
Воспитатель: интересно, где же вход в этот дом? Кто знает, расскажите нам?
Предположения детей :
Воспитатель: Дом бобра, ребята, называется хатка. Вход в хатку в полу. Давайте заглянем во внутрь и сами всё увидим.
Слайд 10 (устройство хатки)
Воспитатель: на островке домик - он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри поэтому тепло, уютно. Вход в хатку устроен внизу, под водой. Доплывёт бобр до островка, нырнёт до самого дна, там и вход в домик найдёт. Лучше нет звериного домика, чем хатка бобра, потому что ни один хищник до неё не доберётся.
Давайте и мы покажем бобру, как мы умеем строить.
Игровое упражнение «Выложи дом из веточек» (6 длинных и 4 коротких)
Воспитатель: молодцы ребята справились с заданием.
Хороший домик у бобра, А подойдет ли хатка бобра для зайчика?
Ответы детей :
Слайд 11 (первый снег)
Воспитатель: посмотрите ребята, вот и снежок прошел, всё кругом бело. Серую шубку зайца сразу хищные звери заметят. Вот и лиса показалась! Что же делать, как же быть? Надо зайчика найти и предупредить.
Игра «Найди и промолчи». Дети ищут зайца в группе. И находят белого зайчика.
Воспитатель: посмотрите ребята, а зайчик уже не серый, как был летом и осенью. Что же с ним произошло? Почему?
Ответы детей :
Воспитатель: правильно: зайка поменял шубку и стал белым, чтобы его не было видно на снегу.
Но скоро наступит зима. Ударят морозы, подуют студёные ветра. А домик для зайки мы так и не нашли. Неужели зайке так и придётся под кустиком зимовать? Может нам птицы помогут, они везде летают и много знают.
Пальчиковая игра «Перелёт птиц»
Слайд 12 (глухарь)
Воспитатель: вот и птицу повстречали. Это птица глухарь, посмотрите какой он большой. Как же она сможет нам помочь?
Слайд 13 (сугроб)
Воспитатель: А где же глухарь? Оказывается глухари зимуют в сугробах- в толще снега, там теплее и нет ветра. Глухарь залетает на ветку дерева и от туда падает в сугроб, снег под такой тяжелой птицей проваливается, и сверху его заметает тоже снегом, вот его нам и не видно. А когда он проголодается. Сильные крылья помогут выбраться на поверхность.
Как вы думаете, может ли зайчик так же прятаться от сильного мороза и ветра?
Ответы детей :
Воспитатель: конечно может.
Какие мы молодцы! Давайте расскажем зайке, как ему устроить домик в снегу.
Слайд 14 (белый заяц)
Рассказы детей :
И пора нам из леса возвращаться назад в детский сад.
Дети и воспитатель выходят на коврик и дружно шагают под песню ««По дороге с облаками…»