Наталья Антропова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Волшебные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Волшебные превращения воды»
Выполнила:воспитатель Антропова Наталья Александровна
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Волшебные превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Цель: Содействие в ознакомлении детей со свойствами воды, в понимании важности воды в жизни людей и животных. Формирование первичных естественно-научных представлений у дошкольников, путем проведения опытов.
Задачи:
Образовательные
1. Содействовать в обобщении и расширении представлений детей о свойствах воды;
2. Подвести к умению устанавливать элементарные причинно – следственные связи;
3. Побуждать детей рассуждать, делать выводы.
Развивающие
1. Содействовать развитию у детей мыслительных операций (память, внимание, речь)
2. Побуждать детей к активности в исследовательской деятельности
Воспитательные
1. Подводить к пониманию важности выслушивать своих товарищей;
2. Содействовать в формировании начатков ценностных ориентиров через бережное отношение к воде, как части природы.
Словарная работа:
Опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, не засорять водоемы, жидкость, фильтр, уголь
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера (Русская народная сказка «Путешествие капельки»; М. Шкурина «Какого вкуса снег?», К. Чуковский «Мойдодыр»
2. Изготовление дидактической игры «Кому нужна вода»
3. Беседы на тему «Для чего нужна вода», «Что такое снег и лед?» «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
4. Опыты: превращение снега в воду, воды в лед; окрашивание воды, изготовление сосулек для украшения дерева.
Оборудование:
1. Ведерко,капельки с загадками
2. Карточки с рисунками (ответы на загадки)
3. Инвентарь для опытов пластиковые стаканы, сахар, краски, чайник, чай, лимон
4. Пиктограммы, обозначающие свойства воды
5. Пиктограмма «помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»
Ход занятия
1 часть:
- Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела на пороге ведерко.
- Давайте посмотрим, что находится в ведерке.
- Что это? (капельки)
- Как вы думаете, они здесь появились? (На улице стало тепло и сосульки стали таять.)
- Ребята, на каждой капельке написана загадка. Внимательно послушайте эти загадки, и тогда вы сможете узнать, о чем мы сегодня говорить.
- Загадка 1
Лежало одеяло, мягкое, белое
Солнце припекло, одеяло потело. (снег)
(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)
- Загадка 2
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут (дождь)
(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)
- Загадка 3
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло. (лед)
(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)
- Загадка 4
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (ручеек)
(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)
- Ребята, как вы думаете, что объединяет все наши отгадки?
(все эти отгадки объединяет – вода)
-О чем мы с вами будем говорить? (Сегодня мы будем говорить о воде)
- Правильно.
В ведре осталась еще одна капелька,на ней ничего не написано. Давайте ка узнаем о ней побольше. (Капелька крепится на доску)
2часть:
- Вода – это жидкость. Что с ней можно делать?
(Воду можно – налить, перелить, вылить. Вода течет)
- Ребята, скажите какой цвет, имеет вода?
(Вода имеет прозрачный, белый цвет)
- Давайте проверим, какой цвет имеет вода. Для этого проведем опыт.
Опыт №1 «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика помещается палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с одой палочка видна, а в стаканчике с молоком –нет. Детям предложить посмотреть друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что – ни будь видно?
Мини вывод: вода прозрачная, без цвета.
(показыается иллюстрация со свойством воды, а так же свойство воды нарисованное на капельке. Капелька крепится на макет «Свойства воды»)
- Если в воду добавить акварельные краски, гуашь разного цвета.
- Что произошло с водой?
(Вода изменила свой цвет)
Мини вывод: Вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.
- Ребята, как вы думаете, вода имеет запах?
- Для того, чтобы узнать имеет ли вода запах, я предлагаю провести опыт.
Опыт №2 «Есть ли у воды запах?»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Когда дети убедятся, что вода не имеет запаха, подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Мини вывод: У воды нет запаха,
(показыается иллюстрация со свойством воды, а так же свойство воды нарисованное на капельке. Капелька крепится на макет «Свойства воды»)
Если в воду добавить кофе или ношатырный спирт, что произойдет?
(вода изменит запах)
Вода без запаха, но если в воду добавить ароматизатор, она изменит запах. Значит, мы можем сделать вывод, что запах воды зависит от того, что в нее добавили.
- Ребята, из опытов мы узнали, что вода прозрачная и не имеет запаха. А есть ли у нее вкус?
- Давайте мы с вами проверим, имеет ли вода вкус.
Опыт №3 «Есть ли у воды вкус?»
Предложить детям попробовать воду через соломинку. Для сравнения дать попробовать молоко или сок?
(У воды нет вкуса)
Мини вывод: У воды нет вкуса,
она безвкусная, но если в воду добавить сахар то вода станет (сладкой,соль (соленой,сок лимона (кислой). Значит, мы можем сделать вывод, что вкус воды зависит от того, что в нее добавили.
(показыается иллюстрация со свойством воды, а так же свойство воды нарисованное на капельке. Капелька крепится на макет «Свойства воды»)
Физминутка «Испаряющиеся капельки»
На полу разложены тучки, вырезанные из цветного картона (на одну меньше, чем детей). Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
-все капельки испарились,
3 часть:
Ребята, а скажите людям нужна вода? Для чего людям вода?
(Людям нужна вода, чтобы ее пить, готовить пищу, стирать, умываться)
-Правильно. Людям требуется очень много воды.
(появляется пиктограмма)
- Подумайте и скажите, кто еще не может без воды?
(Вода нужна рыбам, т. к. они в ней живут; растениям нужна вода, чтобы расти их поливают водой; животным, птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут – крокодилы, утки, киты и т. д).
Вывод: Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становиться все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются с точные воды фабрик и заводов. От загрязнения воды страдает все живое. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека.
- Ребята, сегодня я покажу, как можно очистить воду в домашних условиях.
Опыт № 4
Для того, чтобы очистить воду мне понадобится: две пробирки (водной из которых налита неочищенная вода,бумажный фильтр, уголь, воронка. В пустую пробирку, вставляется воронка, в эту воронку вставляется бумажный фильтр. На дно бумажного фильтра положить уголь. После этого через бумажный фильтр и уголь льем неочищенную воду, таким образом, мы воду очищаем (отфильтровываем). В пустой пробирке появляется очищенная вода.
- Ребята, как вы думаете, воду нужно беречь? (Да)
- А как мы с вами можем это сделать?
(Не засорять водоемы, закрывать кран когда вода не нужна – появляется пиктограмма). Правильно, каждый человека должен ценить воду.
Ребята, сегодня мы исследовали свойства воды, поговорили о том, как важна вода для жизни людей, животных, растений и т. д. о том, что ее необходимо беречь. У нас есть капельки со свойствами воды- давайте приклеим их к нашей капельке, что бы она все про себя узнала.
(наклеивание капелек на макет «Свойства воды»)
Получилось очень красиво, а вам нравится?
(да, красиво получилось)
А теперь предлагаю вам испытать знания на практике, но сначала послушайте стихотворение и угадайте что мы будем делать.
Надувает щеки чайник,
Он над чашками начальник
Он не просто так свистит,
Он нас чаем угостит.
Давайте сейчас вместе с вами приготовим чай для ребят и гостей.
У меня есть вот такой прозрачный чайник, в который я наливаю горячую воду. Что надо добавить, что бы вода превратилась во вкусный чай?
(Надо добавить заварку и сахар)
С помощью заварки мы меняем цвет и вкус. А с помощью сахара делаем наш чай сладким.
(проводится опыт)
Ребята, а вы знаете, что с помощью лимона можно изменить запах, вкус, и даже цвет чая.
(в отдельный стакан наливается чай из заварочного чайника и добавляется лимон- происходит обесцвечивание раствора)
ВЫВОД
Ребята, сегодня мы узнали очень много о воде и ее свойствах и даже. Сегодня мы смогли самостоятельно изменять ее свойства (окрашивать ее, изменять вкус, запах и форму).
Вы сегодня были молодцы, надеюсь вам понравилось проводить опыты.