Тамара Заводнова
Конспект занятия по познавательному развитию «Лиса-плясунья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательная: дать детям новые знания о лисе (повадки, образ жизни, способ охоты зимой, польза от лисы). Обогащать словарный запас детей словами: «плутовка», «мышкует», активизировать в речи слова «добыча», «хитрая», «насторожилась», «прислушивается», «крадётся».
Эстетическая: отметить красоту, грациозность движений лисы во время охоты, расширять представление о манере движений животного во время охоты.
Эколого-практическая: дать представление о пользе лисы в общей экосистеме.
Материалы и оборудование: картины «Лиса», «Лиса мышкует», модели «Существенные признаки зверей»
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Лиса-плясунья“» размещена в разделах
Предварительная работа. Чтение Н. Марихина «Лиса мышкует», Т. Белозёрова «Лиса-плясунья», В. Степанов «Лиса». Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Хитрая лиса». Просмотр отрывка фильма о лисе.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отправиться в зимний лес. Дети имитируют одевание, тихо идут «по сугробам» высоко поднимая ноги, и садятся на «пенечки».
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал – (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.
На доске две картины: на одной изображена сидящая лиса, на другой - мышкующая лиса (стоит на задних лапах, готовится прыгнуть за мышью).
Чем похожи обе лисы? (Внешним видом: острый носик, треугольные ушки, пушистый хвост)
Чем они отличаются? (Одна лиса спокойно сидит, вторая подпрыгнула, кого - то ловит)
Подумайте, почему лиса поднялась на задние лапы? (Хочет прыгнуть и поймать кого- то передними лапами)
Куда она смотрит? (На снег, будто кого- то ловит)
Что она сейчас сделает?
Рассказ воспитателя.
Один из самых характерных способов её охоты это - мышкование. Мышкующая лиса идёт по полю крадучись, часто поворачивает голову, прислушивается. Наблюдать за мышкующей лисой - интересное занятие. До того ловки, красивы её движения.
Кажется, как будто она пляшет. На самом деле у лисы очень хороший слух.
Она слышит писк мышей под снегом за 20 метров. Может засунуть голову в снег. Подпрыгнув, она ударяет лапами снег и выгоняет мышей из нор. Увидев и услышав мышь, делает прыжок и ловит её, зимой ловко разрывает снег.
Игра импровизация «Лиса на охоте»
Предложить детям с помощью движений и мимики под музыку изобразить как лиса нюхает воздух, всматривается, крадется и делает прыжок.
Дидактическая игра с использованием моделей. Для чего лисе…
нос? (нюхать воздух, следы, разгребать снег) Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и по запаху может найти, куда убежал заяц или мышка.
ушки? (прислушиваться, ловит звуки) Слух у лисы очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса. Поэтому уши довольно крупные, остренькие.
лапки? (быстро бегать, подкрадываться, рыть землю, снег)
хвост? (укрываться как одеялом, менять направление при беге, заметать следы) Хвост служит многим зверям для того, чтобы им укрываться. Лиса, ложась спать, сворачивается калачиком и теплым хвостом укрывает нос, чтобы не замерз. Так же поступают и многие другие звери. Лисам, волкам хвост служит еще и рулем – помогает на бегу быстрее повернуть.
Игра с мячом «Чем питается лиса»
Правила: если названный предмет входит в рацион лисы — игрок должен поймать мяч.
Лиса редко питается зайцами, так как они очень быстро бегают и лисе не всегда удается их поймать. Чаще она питается разными мелкими грызунами – мышами, насекомыми, лягушками, ящерицами, после дождя выкапывает червяков. Еще они ловят в реке рыбу или раков. Любят полакомиться птицей. Не боясь, лиса может забраться в курятник и украсть курочку или цыпленка, но такое случается редко. Может питаться ягодами, фруктами, овощами, но предпочитает мясо.
Вообще, лиса приносит большую пользу хозяйству людей тем, что уничтожает насекомых и грызунов, которые поедают зерно и растения. Чтобы насытиться, лисе надо поймать около 20 мышей и полёвок в день.
Итог: Возвращение в детский сад. Воспитатель обращает внимание детей на конверт, на котором написано «Загадки от лисы»
Дикое или домашнее животное?
Где живет лиса?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
В каких сказках встречается?
Викторина «Из какой сказки слова»
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! (Заюшкина избушка)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку. (Кот, петух и лиса)
Ясни, ясни на небе звёзды!
Мёрзни, мёрзни, волчий хвост! (Волк и лиса)
Это я, лисица, внучку вашу привезла! (Снегурушка и лиса)
Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. (Лисичка со скалочкой)