ТАТЬЯНА ШВЕЦОВА
Конспект занятия по познавательному развитию тема «Автобус»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Аленка»
КОНСПЕКТ
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 3-5 ЛЕТ
ТЕМА : «АВТОБУС»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ: ШВЕЦОВА Т. В. – 1 КАТЕГОРИЯ
П. СТЕПНОЙ
2016г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию тема „Автобус“» размещена в разделах
деятельности Автобус
2. Доминирующая
образовательная область Познавательное развитие
2. Виды деятельности детей
• -игровая деятельность; (игра «Автобус»)
• -коммуникативная деятельность; (беседа с кондуктором)
• -конструирование; (построение автобуса)
• -художественно-творческая деятельность; (выполнение аппликации)
• продуктивная деятельность;
-двигательная деятельность. (физминутка, дид. игра «Крас-ный. Желтый. Зеленый»)
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания: беседа.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, уп-ражнение, совет, просьба, показ.
Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемная ситуация, игро-вая ситуация.
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности Дидактическая игра «Определи правильный ответ» (ситуативные картинки с пра-вильным или неправильным поведением в автобусе); моделирование с использованием предметов – заместителей (конструирование автобуса из стульчиков).
3. Интеграция образователь-ных областей
-коммуникативное развитие (беседы)
-конструирование (моделирование из предметов-заместителей)
-художественно-творческое развитие (выполнение аппликации)
-двигательное развитие (физ. минутка дид. игры «Красный. Желтый. Зеленый» и «Едет не едет»
4. Возрастная группа Разновозрастная группа (3-5 лет).
5. Цель Формировать грамотного участника дорожного движения.
6. Задачи
Планируемые результаты
6.1 Закрепить понятия «пассажир, водитель, автобус»,и их предназначение; познакомить с новым понятием «кондук-тор», дать понятие о работе кондуктора; формировать умение анализировать поведение пассажиров в транс-порте. Знает, что такое автобус, кто такие пассажиры и водитель; имеет представление о роде деятельности кондуктора; знает правила поведения в общественном транспорте.
6.2 Развивать умения и навыки в наклеивании готовых дета-лей, ориентировку на листе бумаги (младшая подгруппа); Развивать умение пользоваться ножницами, вырезать детали прямоугольной и круглой формы нужного размера (старшая подгруппа). Дети самостоятельно наклеивают детали автобуса, соблюдая все пропорции.
6.3 Воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность при выполнении работы. Дети при выполнении аппликации прикладывают мак-симум усилий, для создания аккуратной работы.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Округлое срезание уголков у квадратов (старшая подгруп-па)
Правильное определение цвета, ровное расположение де-талей аппликации (младшая подгруппа) Выдача дополнительных деталей для отработки навыка, прорисовка надреза вырезаемой части (старшая под-группа).
Помощь товарищей, подсказка воспитателя (младшая подгруппа)
8. Организация среды для прове-дения занятия (образователь-ной деятельности) демонстрационный – иллюстрации автобус, автобусная остановка; ситуативные картинки о поведении пассажиров в автобусе; карточки красного, желтого и зеленого цветов; картинки с транспортом и другими предметами.
раздаточный- заготовки для аппликации, клей, кисточки, салфетки, клеенка; ножни-цы и цветная бумага для старшей подгруппы.
9. Подготовка к образовательной дея-тельности на занятии в режимные моменты занятия, экскурсия к перекрестку, наблюдения, беседы о поведении в общест-венном транспорте, чтение стихов, дид. игры, просмотр презентации «Дорож-ные знаки», развивающая игра- презентация «Учим дорожные знаки».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть 3 минуты
1.1
Введение в тему См. приложение №4
1.2 Мотивация деятельности детей Для путешествия в автобусный парк необходимо построить автобус из стульчиков, чтобы он смог ехать необходимо соблюдать правила поведения в транспорте.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) помочь освоить правила поведения в общественном транспорте, чтобы без проис-шествий доехать до пункта назначения и помочь «грустному» автобусу.
II. Основная часть: 12 минут
2.1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний • -повторение сигналов светофора; (старшая подгруппа)
• -правильно переходим проезжую часть ; (старшая подгруппа)
• -повторение правил поведения в общественном месте (младшая под-группа);
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания дидактическая игра «Определи правильный ответ» (ситуативные картинки с правильным или неправильным поведением в автобусе);
2. 3 Самостоятельная деятель-ность детей по закреплению нового знания выполнение аппликации: необходимо наклеить окошечки и колеса на готовый шаб-лон автобуса (старшая подгруппа самостоятельно вырезает необходимые дета-ли, а младшая подгруппа приклеивает уже готовые).
III. Заключительная часть 1 минута (мл.)
5 минут (ст.)
3.1 Анализ и самоанализ дея-тельности детей • Проводится в форме беседы «вопрос-ответ) :
• -понравилось ли вам путешествие? (младшая подгруппа)
• -смогли ли мы помочь автобусу стать «веселым»? (все дети)
• -как вы думаете понравились ли автобусу наши работы? (младшая подгруп-па3 м)
• -почему мы доехали без происшествий? (старшая подгруппа)
• -с какой профессией мы с вами познакомились? (старшая подгруппа)
• -в качестве сюрпризного момента кондуктор поблагодарил детей за пра-вильное поведение во время поездки и вручил билеты для путешествия в зоопарк.
Младшая под-группа заканчи-вает занятие
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Указывается мероприятие (экс-курсия, выставка и т. д., вид дея-тельности (чтение, художест-венно-творческая и т. п.) • Оформление выставки «Веселый автобус» (совместная деятельность в детском саду)
• Сюжетно-ролевая игра «Автобус» (младшая подгруппа)
• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» (старшая подгруппа)
• Чтение «Большая книга правил поведения. Как вести себя в наземном транспорте».
1.2
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Использует в играх полученные знания
2.2 Ребенок по приглашению педагога Принимает участие в оформлении выставки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• 1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
• 2) «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавленва
• 3) www.ast.ru
• 4)Развивающая игра «Профессии» ЗАО «Степ Пазл», 2014 www.StepPuzzle.ru
• 5)Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения издательство Мозаика-Синтез 2014.
• 6) «Дорожная азбука» уроки для самых маленьких ПРОФ-ПРЕС 2015.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАГАДКА
Дом на улице идет,
На работу нас зовет
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.» (Автобус)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В городе нашем, красивом и светлом
Есть светофор – ваш друг непреметный
Вахту несет он и ночью и днем
Вот мы сегодня и вспомним о нем.
Если не знаете правил движения,
К вам светофорик на помощь придет
Верное поможет выбрать решение
Вас через улицу переведет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Помнить обязан любой пешеход,
Что через улицу есть переход
Чтоб приучить пешехода к порядку
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
И за собой пешехода ведут.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети стоят на ковре.
Восп. – Загадываю загадку: «Дом на улице идет,
На работу нас зовет
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.» (Автобус)
Дети : - Автобус.
Восп. – Правильно дети, это автобус. Сейчас мы с вами совершим путешествие
на автобусе. Через какую дверь нужно заходить в автобус
Дети - В заднюю.
Восп. - Правильно. В автобус нужно заходить в заднюю дверь.
А выходить из автобуса через переднюю.
Водитель закрывает дверь, автобус отправляется. Скажите, ребята, для
чего нам нужен автобус?
Дети - Для того чтобы перевозить людей.
Восп. - Молодцы. А как называются люди, которые едут в автобусе?
Дети - Пассажиры.
Восп. – А кто еще работает в автобусе?
Дети - Кондуктор.
Восп. - Он продает билеты и следит за порядком в автобусе. Как нужно себя
Вести в автобусе?
Дети - Нельзя толкаться, сорить, кричать. Нужно уступать место старшим
И пассажирам с детьми.
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»
Ситуативные картинки с правильным или не правильным поведением в ав-тобусе.
Горит светофор красным светом.
Восп. – Водитель, почему остановился автобус?
Водитель- Потому что горит красный свет светофора
Восп. – В городе нашем, красивом и светлом
Есть светофор – ваш друг непреметный
Вахту несет он и ночью и днем
Вот мы сегодня и вспомним о нем.
Если не знаете правил движения,
К вам светофорик на помощь придет
Верное поможет выбрать решение
Вас через улицу переведет.
Восп. - На какой свет светофора едут машины?
Дети - Зеленый.
Восп. - Что означает желтый свет?
Дети - Желтый – это знак предупреждения.
Восп. - Что означает красны свет?
Дети - Ехать нельзя. Красный свет – это значит «стой» хода нет.
Восп. - Молодцы. А вот загорелся зеленый свет. Можно ехать дальше.
Восп. -Вот и доехали до остановки «Парк» .
Сейчас все выходим через переднюю дверь. Теперь нам надо перейти дорогу.
Где мы ее перейдем?
Дети - Где есть знак «Пешеходный переход» (белые полоски, зебра»).
Восп. - Правильно, молодцы!
Ребенок - Помнить обязан любой пешеход,
Что через улицу есть переход
Чтоб приучить пешехода к порядку
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
И за собой пешехода ведут.
Восп. - Горит зеленый. Переходим через дорогу и идем играть на лужайку.
Физ. минутка : Дид. игра «Красный,желтый, зеленый» (карточки по цвету)
(На желтый сигнал – хлопаем в ладоши, на красный – стоим на месте,
На зеленый – топаем).
Дид. игра «Едет не едет» (картинки с транспортом и другими предметами).
(Если названный или показанный предмет едет, дети топают ногами, а если не
едет, то стоят на месте.)
Восп. – Поиграли, отдохнули. Молодцы! А сейчас нам надо возвращаться в
детский сад. Посмотрите какой свет горит на светофоре? Зеленый.
Проходим по пешеходному переходу и садимся за столы.
Сегодня мы с вами будем выполнять аппликацию. Посмотрите, что
изображено на ваших листочках?
Дети - Автобус.
Восп. - Правильно- это автобус. Как вы думаете почему он такой грустный?
Каких деталей не хватает у автобуса?
Дети - Окошек.
Восп. - Правильно – окошек. Как ему можно помочь?
Дети - Приклеить ему окошечки.
Восп. - Конечно, мы можем ему приклеить окошечки. Я сейчас вам расскажу
как будем приклеивать, а вы слушайте внимательно. Посмотрите
у вас на столе лежат два прямоугольных окошечка. Сначала берем од-но
окошко намазываем его клеем на клееночке с белой стороны.
Первое окошко нужно приклеить радом с нарисованным – это окно для
водителя, а дальше будут окна для пассажиров. Также приклеим и сле-дующее
окно для пассажиров. «Окошечки» промакиваем салфеткой, чтобы
убрать лишний клей.
Приступаем к работе.
(Самостоятельная работа детей)
Помочь детям при затруднении в работе. Кто выполнил работу
быстро предложить наклеить маленькие черные кружочки на середину
колеса.
Восп. - Ребята, посмотрите на ваши автобусы, какие они красивые.
-понравилось ли вам путешествие? (младшая подгруппа)
-почему мы доехали без происшествий? (старшая подгруппа)
-смогли ли мы помочь автобусу стать «веселым»? (все дети)
-как мы это сделали? (все дети)
-с какой профессией мы с вами познакомились? (старшая подгруппа)
-что делает кондуктор? (младшая подгруппа)
- как вы думаете автобусу понравились наши работы?
(в качестве сюрпризного момента кондуктор поблагодарил детей за правиль-ное поведение во время поездки и вручил билеты для путешествия в зоопарк.