Наталья Калько
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Что мы знаем о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- Закрепить у детей представление о птицах: их строении, особенностях поведения и жизнедеятельности, происхождения названий.
-продолжать формировать умение группировать птиц по признакам: перелетные, зимующие, дикие, домашние, лесные, водоплавающие, болотные, хищные.
- Продолжать формировать умение устанавливать отношения понятий друг с другом (отношения противоположности, последовательности, причины и следствия, части и целого); умение самостоятельно находить решение проблемной ситуации.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Воспитывать бережное отношение к птицам, всему природному миру; воспитывать чувство любви к родному краю, желание принять посильное участие в охране природных ресурсов.
Оборудование.
мультимедиа: презентация «Птицы», аудиозапись: «Голоса птиц», карточки с изображением птиц; шапочки птиц для драматизации сказки.
Предшествующая работа:
Знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой; просмотр видеороликов о птицах. Разучивание стихов, сценки; чтение рассказов о зимующих птицах. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Закончи предложение», «Какой, какая», «Назови слово с заданным звуком», «Собери картинку», «Птичья столовая».
Ход.
Воспитатель: Полюбуйтесь, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день наступает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро в гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День- деньской от зари до зари.
Ребята, вы знаете, что на нашей огромной планете Земля обитает множество живых существ: звери, рыбы, птицы, насекомые. А сегодня мы отправимся с вами в царство птиц.
Перекличка «Каких же птиц вы знаете?»
Воспитатель: Каких же вы знаете птиц?
Дети: - Галок, скворцов, уток, синиц,
- Дятлов, дроздов, сорок и ворон-
Птицы летят к нам с разных сторон.
-Я знаю кукушек, грачей, голубей,
- И сов, и орлов и еще журавлей.
- Известны мне чайки, стрижи, воробьи,
- Прекрасные лебеди и соловьи.
- К птицам относятся гуси, павлины,
- Аисты, ласточки, но не дельфины.
(Звучит запись голосов птиц)
Воспитатель. Вот мы и царстве птиц. Давайте послушаем, как они поют. А теперь вспомним строение тела птиц и скажите, что у них есть в отличие от других живых существ.
Дети. – Тело птиц покрыто перьями.
- У птиц есть клюв.
- У птиц есть крылья.
Воспитатель. А как птицы передвигаются?
Дети. Они летают.
Воспитатель. Какие части тела помогают птицам летать?
Дети. - Птицам помогают летать широкие крылья, которыми они опираются на воздух.
- Птицам помогают летать легкие крылья с полным стержнем и жесткие маховые крылья.
-Птицам помогают летать хвост, который служит рулем.
- Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу.
Воспитатель. Все правильно. Молодцы. А теперь займите свои места за столами.
Дети, на нашей планете живет около 9 тысяч самых разнообразных птиц. Есть птицы большие и маленькие, хищные и растительноядные, с яркой окраской и невзрачные. И всех их изучает наука ОРНИТОЛОГИЯ. И чтобы узнавать и различать птиц, ученые орнитологи дали им названия. Многие птицы получили свои названия за особенности внешнего вида и поведения. Например, зяблика назвали так за то, что трясет гузкой.
(Показ слайдов.)
Дидактическая игра «Почему они так называются»
Цель. Закреплять знания о птицах. Объяснять этимологию названий птиц.
Ход.
Ребята, рассмотрев изображение, вам необходимо узнать птицу и объяснить, почему птицам дали такое название.
Дети. – Зимородок. Называется так почему, что его птенцы выводятся зимой.
-Стрижа назвали так потому, что он своим хвостом как будто воздух стрижет.
- Дрозда назвали так потому, что он издает звуки «дрз-дрз»
- Глухарь получил название за то, что в конце своей песни он глохнет.
- Снегиря назвали так потому, что он прилетает к нам с первым снегом.
- Поползень называется так потому, что он бегает по стволу, как будто ползает.
- Звонаря назвали так потому, что его песня похожа на звон колокольчика.
- Мухоловку назвали так за то, что она ловит мух.
Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Выходите на полянку. Сейчас мы с вами поговорим о птицам, которые живут в нашем крае. На какие две группы их можно условно разделить.
Дети. Их можно разделить на перелетных и зимующих.
Воспитатель. А какие птицы называются перелетными, а какие зимующими и почему?
Дети. Перелетными называются птицы, которые осенью улетают на юг, потому что зимой им холодно и трудно добывать корм, а весной возвращаются назад.
- Зимующие птицы никуда не улетают, а зимуют вместе с нами.
Дидактическая игра «Рассели птиц по домам»
Цель. Закреплять умение группировать птиц на зимующих и перелетных; решать проблемную ситуацию.
Воспитатель. Вот два дома с условными обозначениями (красный круг – перелетные птицы, синий квадрат – зимующие птицы, а на столе картинки с изображением птиц (дятел, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь, кукушка, грач, журавль, ласточка, жаворонок, попугай)
Распределите картинки по домам и назовите птиц.
Проблемная ситуация: куда отнести попугая?
Цель: подвести детей к тому, что ни к одной группе он не относится потому, что у нас не живет.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (с мячом)
Цель. Закреплять умение находить среди ряда птиц, сгруппированных по единому признаку, лишнюю, и объяснить причину.
Ход.
Воспитатель. Ребята, сейчас я буду называть вам цепочки названий птиц, а вы подумайте, назовите лишнюю и объясните, почему она лишняя. Кому мяч, тот и отвечает.
«Мы в одну игру играем,
Слово к слову подбираем».
а) стриж, кукушка, грач, щегол –
кто пойдет из круга вон?
Дети. Здесь лишний щегол, потому что он –зимующая птица, а остальные перелетные.
б) синица, дятел, чиж, скворец –
кто здесь лишний, наконец?
(здесь лишний скворец, потому что он – перелетная птица, а остальные – зимующие)
в) сорока, ворона, грач, соловей –
Кто здесь лишний, отвечай поскорей.
(здесь лишний соловей, потому что он строит свои гнезда на земле, а сорока, ворона, грач – на ветвях высоких деревьев)
г) коршун, ястреб, филин, клест –
Кто здесь лишний, вот вопрос?
(здесь лишний клест, потому что он питается семенами, а другие птицы –хищные)
д) курица, страус, пингвин, орел –
Выбирай, кто выйдет вон?
(здесь лишний орел, потому что он летает, а другие птицы летать не умеют)
е) цапля, аист, журавль, удод –
Выбирай, кто здесь не тот?
(здесь лишний удод, потому что он лесная птица, а остальные – болотные)
ж) утка, лебедь, гусь, глухарь –
Кто здесь лишний – выбирай?
(здесь лишний глухарь, потому что – лесная птица, а остальные – водоплавающие)
з) петух, утка, индюк, воробей –
кто здесь лишний отвечай поскорей.
(здесь лишний воробей, потому что он – дикая птица, а остальные домашние.
Дидактическая игра «Узнай птиц по клюву»
(Показ слайдов)
Цель. Закреплять умение узнавать птиц по клюву, сопоставляя его форму с образом питания.
Воспитатель. Я сейчас буду показывать вам изображения разных клювов птиц, вы должны узнать, чей это клюв, рассказать на что он похож и для чего нужен.
Дети. – Это клюв клеста. Он похож на крест. Такой клюв нужен клесту,
Чтобы вышелушивать семена шишек.
- Это клюв утки. Он похож на прищепку. Такой клюв нужен утке для того, чтобы щипать траву.
- Это клюв аиста. Он похож на щипцы. Такой клюв нужен утке для того, чтобы доставать из болота лягушек.
- Это клюв шилоклювки. Он похож на щипцы. Такой клюв служит для того, чтобы поддевать из воды и земли разную живность.
- Это клюв орла. Он похож на крюк. Такой клюв нужен ему для того, чтобы раздирать добычу.
- Это клюв пеликана. Он похож на мешок. Такой клюв нужен ему для того, чтобы складывать туда рыбу.
- Это клюв чайки. Он похож на крючок. Такой клюв нужен ей для того, чтобы цеплять рыбу из воды.
- Это клюв ласточки. Такой маленький клюв и большой рот нужен ей для того, чтобы заглатывать на лету стаи насекомых.
Воспитатель. Правильно, ребята. Природа создала разные клювы для того, чтобы птицам было удобно добывать себе пищу.
А сейчас выходите на полянку и давайте сами превратимся в птиц.
Физминутка.
Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой крыши.
По узкой тропинке гусиным шажков
Гусиное войско шагает гуськом.
-Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правой ногой, топай левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Вот под елкой зеленой
Скачут весело вороны: кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают
И тихонько засыпают кар-кар-кар.
(Показ слайда: птица с головой петуха, клювом клеста, крыльями ласточки, хвостом павлина, ногами цапли, лапками гуся.)
Дидактическая игра «Несуществующая птица»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что такой птицы в природе не существует, потому что отдельные части тела этой птицы приспособлены для разных сред обитания, питания.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая странная птица к нам прилетела. Вы её узнаете?
Дети. Нет.
Воспитатель. Посмотрите, может быть вы узнаете части тела этой птицы?
Дети. – У этой птицы ноги журавля, значит она должна жить в болоте.
- У этой птицы лапки с перепонками, как у гуся, значит она должна плавать.
- У этой птицы крылья ласточки, значит она должна летать высоко и быстро.
- У этой птицы клюв клеста, значит она должна питаться семенами шишек.
- У этой птицы голова петуха, значит она домашняя.
- У этой птицы хвост павлина, значит она не умеет ни летать, ни плавать.
Воспитатель. Ребята, вот что у нас получилось. Это домашняя птица, которая живет в болоте, и плавает по воде, а еще высоко летает и питается семенами. Но в то же время её хвост ей мешает и плавать и летать, ведь он нужен для красоты. Как вы думаете, может такое быть? Сможет ли эта птица жить в природном мире?
Дети. Нет.
Правильно, поэтому её не существует в природе.
Дети, говорят, что птицы наши помощники и друзья, потому, что они приносят много пользы. А какую пользу приносят птицы?
Дети. – Птицы уничтожают насекомых –вредителей, которые портят саженцы деревьев и сельскохозяйственные культуры.
- Птицы поедают мух, тлей, мошек, комаров, которые вредят здоровью человека.
- Птицы разносят семена растений на дальние расстояния, из которых вырастают растения.
- Хищные птицы поедают остатки больных животных в лесу и мышей, которые портят урожаи на полях.
- Домашние птицы дают нам пух, яйца и вкусное мясо.
Воспитатель. Вот сколько пользы приносят птицы. Но их в природе становятся все меньше и меньше. Вырубаются леса, растет загрязнение воды и воздуха, много шума от городов и заводов. В Красную книгу занесено около 40 видов птиц (коршуны, совы, цапли, этих птиц нам в природе не увидеть, голосов их не услышать. Но птицы должны жить не в книге, а в природе. Давайте с вами подумаем, что надо делать, чтобы сохранить и защитить птиц?
Дети. – Зимой строить кормушки и подкармливать птиц.
- Весной строить птичьи домики
Воспитатель. Ребята, а чего делать нельзя.
Дети. – Нельзя шуметь в лесу и пугать птиц.
- Нельзя ловить их ловушками, стрелять по ним из рогатки, сажать в клетки.
- Нельзя разорять птичьи гнезда, разбивать птичьи яйца, трогать птенцов.
Воспитатель. Правильно, ребята. Давайте же никогда не забывать этих правил и выполнять их.
А сейчас посмотрите, к нам пожаловали гости, они расскажут нам одну интересную историю. (Дети одевают шапочки: воробья, вороны, синицы, дятла)
Инсценировка рассказа Н. Сладкова «Зимние долги»
Расчирикался Воробей. А Ворона как каркнет:
- Чему Воробей, обрадовался, чему расчирикался?
- Страсть как драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения.
- А вот испорчу. Как задам вопрос!
- Во напугала.
- И напугаю. Ты крошки зимой в птичьей столовой возле школы клевал? А чем ты за все это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?
- А я один что ли пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты Ворона была…
- Я раньше всех расплачусь! Слышишь в поле трактор пашет. А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.
Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад. Там Синица в новой дуплянке живет.
- Поздравляю с новосельем! – говорит Воробей. - От радости, наверное и про долги забыла!
- Не забыла, Воробей. Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от всяких вредителей- плодожорок и листогрызов.
Полетел Воробей тогда дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья и удивился:
- Зачем ты, Воробей, ко мне в лес прилетел?
- Да вот, с меня какой-то расчет требуют. А ты, Дятел, как с людьми расплачиваешься?
- Уж так-то стараюсь. Лес от древоточцев и короедов оберегаю.
Вернулся Воробей к Вороне и говорит:
- Твоя правда. Все птицы за зимние долги расплачиваются. А я что хуже других? Как начну вот птенцов кормить комарами да еще слепнями и мухами, чтобы эти кровососы ребят не кусали. Мигом людям долги верну.
(Артисты кланяются)
Воспитатель. Ребята,вот наше путешествие в царство птиц и заканчивается. Думаю теперь вы никогда не забудете о наших маленьких пернатых друзьях, будете беречь и охранять их.