Макарова Нина Геннадьевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на необитаемый остров» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
«Путешествие на необитаемый остров»
для детей 5-6 лет
Цель: Развитие любознательности, овладение культурными способами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
обучающие:
- продолжать знакомить с камнями, их свойствами (твердые, шершавые, неровные, особенностями;
- расширять представления о животных и растениях;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие на необитаемый остров“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- показать взаимосвязь и взаимозависимость объектов живой природы.
развивающие :
- развивать любознательность, формировать познавательный интерес к природе;
- развивать познавательные действия;
- развивать сенсорные ощущения, воображение;
- развивать экологическое мышление в исследовательской деятельности;
- формировать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- развивать коммуникативные действия:
- активизировать речь детей, расширить словарь (необитаемый, шершавый, неровный, неровности, кладоискатели);
- развивать регулятивные действия: слушать взрослого и выполнять его инструкции, выделять существенные признаки, осуществлять классификацию.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе,
- формировать навыки безопасного поведения в природе
- воспитывать чувство коллективизма.
Форма -подгрупповая
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование:
камни (щебень) среднего размера, с неровными краями и шершавой поверхностью, лупы, ёмкость с водой (водоём, салфетки, план-карта, шкатулка с коллекцией камней (клад, карточки со схемами, предметные картинки, макет пещеры; аудиозапись звука леса, летящего самолета.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Необитаемый остров».
Рассматривание разных видов транспорта.
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения
Знакомства с правилами безопасного поведения в природе
Беседа о животных, птицах, насекомых - среда обитания, питание.
Ход взаимодействия
Этап/ длительность Содержание Педагогическая поддержка
Орг. момент -
1 мин. (Дети стоят вокруг воспитателя)
- Ребята, сегодня нам с вами предстоит путешествие на необитаемый остров, где мы будем искать клад - шкатулку с ценностями.
- А что такое клад? …
-Клад - это зарытые, спрятанные где-нибудь ценности.
- Как называют людей, которые ищут клад?
-Сегодня мы с вами кладоискатели! А поможет нам в поисках вот этот план.
(Воспитатель показывает план - карту). Предварительная работа
Просмотр мультфильма «Необитаемый остров».
Обсуждение предложений
2 мин.
- А как вы думаете, на каком транспорте мы сможем быстрее всего добраться до острова? …
- Полетим на самолете.
- А что нам будет необходимо в нашем путешествии? …
(На столе лежат различные предметы, в т. ч. аптечка, вода, лупы.).
- Собирайте необходимое для путешествия в корзинку. …
- Выбираем капитана по считалке. …
- Садимся в самолет. …
- Капитан отдавайте команду… Подводящий диалог:Что мы возьмём с собой, если что - то случится в путешествии?
Предварительная работа
- с/р игра «Полет на самолете».
Беседа по ОБЖ
2 мин
- Пока летим, давайте вспомним несколько правил безопасного поведения, которые необходимо соблюдать на острове, чтобы не попасть в опасные ситуации:
Нельзя рвать и брать в руки незнакомые растения
Нельзя пить воду из незнакомых водоёмов
Нельзя кричать
Нельзя отставать, идти нужно всем вместе
- Капитан, вижу наш остров. Отдавайте команду. … (Идем на посадку). Предварительная работа Знакомство с правилами безопасного поведения в природе.
Подводящий диалог:
Подумайте, что вы можете увидеть на острове?
Обследование камней: рассматривание с помощью лупы
5 мин
- Вот мы и прибыли на необитаемый остров. - Ребята, давайте внимательно рассмотрим наш маршрут движения.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают план. Стрелка показывает на волшебную пещер).
- Куда показывает первая стрелка? … Пошлите. (Дети подходят к пещере.)
- Осторожно загляну. Вдруг там какой- то зверь спрятался. … (Воспитатель достает из пещеры камни).
- В пещере только камни и листки с какими- то знаками. Значит,до нас кто-то уже побывал на острове. Я думаю, это был кладоискатель. Найдя эти камни, он их обследовал и записал все результаты своих исследований.
- Давайте проверим, совпадут наши выводы с его или нет.
- Садитесь удобнее в круг, берите по одному камню. …
- На первом листке вверху рука. Значит, будем проверять, какие камни на ощупь. …
- Какие камни на ощупь… (шершавые, неровные).
- А теперь, возьмите в руки лупы и посмотрите на камни через них.
Что вы видите? … (крапинки, ямочки, дорожки углубления, узоры).
- Итак, камни у нас какие? (Выставляю карточку со знаками твердости, неровности, шершавости).
- Кладоискатель обнаружил то же самое, что и мы? …
Подводящий диалог:
- Погладьте пальчиками камни.
- Сожмите камень.
Подводящий диалог:
А что интересного вы увидели в камне?
Подводящий диалог:
Обратите внимание на наши схемы.
Обследование камней:
опыт с водой
2 мин. - На следующем листке сверху нарисованы камень и вода.
- Вода и камень? Я думаю, надо проверить, как они между собой взаимодействуют.
- Что можно сделать? …
- Давайте возьмём камни в руки и подойдем к водоему (что и где расположено).
- Давайте осторожно опустим камни в воду.
- Что произошло с ними? …
- Почему камни тонут? …
- Значит, мы можем сделать вывод, что наши камни (Выставляю карточку с утонувшим камнем).
- У кладоискателя камни тоже утонули. Наши камни тяжелее воды.
Предварительная работа:
- правила работы с водой
Обследование камней: опыт на проверку крепости
2 мин - А теперь постучите камнями друг с другом
- Ну что, разбили? Почему они не разбились?. (Выставляю карточку с молотком и разбитым и неразбитым камнем).
- У кладоискателя камни тоже утонули. Наши камни тяжелее воды.
- Кладоискатель тоже решил, что камни крепкие.
Подводящий диалог:
Какую карточку мы выберем?
Беседа по ОБЖ
2 мин - А нам пора шагать дальше, искать шкатулку.
- Куда дальше показывает стрелка? …
- Итак, мы отправляемся в поисках клада в заросли деревьев.
- Какие правила поведения там нужно соблюдать при встрече с животными и насекомыми? …
Нельзя трогать, брать в руки насекомых, они могут быть ядовитыми;
Нельзя мучить насекомых и животных;
Увидев насекомых - наблюдай, но не бери в руки - ты можешь навредить насекомому и сам пострадать от его укусов.
Подводящий диалог:
Вспомните, какие запрещающие знаки у нас висят в уголке природы?
Игра – имитация
«Джунгли»
2 мин
- Правила вспомнили, значит, в беду не попадем. Пошагали. …
- Какие джунгли. Деревья громадные, переплетаются друг с другом.
- Кто знает, как они называются? (пальмы и лианы).
- Никому не нужна медицинская помощь? Никто не поранился в пути (Аудиозапись звуков, издаваемых обезьянами, попугаями).
Чьи голоса вы слышите? … Предварительная работа:
Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения
- напомнить о слушании звуков джунглей.
Дидактическая игра
«Кто, чем питается?»
2 мин - Наконец - то, мы вышли из зарослей. В джунглях живет много животных. Хорошо, что рядом с нами были только попугаи и обезьяны. Никто не захотел нас съесть.
- Давайте вспомним, кто и чем или кем питается
Обезьяна – питается … бананами;
Попугаи – питаются … плодами деревьев: фруктами, орехами и семенами, а также пьют соки плодов.
Пауки - питаются … мухами, муравьями. Предварительная работа
- беседа об обитателях джунглей, об их питании
- игра «Кто, чем питается?»
Подводящий диалог:
Вспомните о нашей недавней беседе, об обитателях джунглей.
Дидактическая игра «Живая - неживая природа»
2 мин
- Давайте взглянем на нашу карту. … Мы рядом с кладом. Вот он! (Воспитатель достает шкатулку с более маленькой коробочкой).
- Чтобы открыть шкатулку, надо достать ключ со дна этой коробки. Ключ лежит под картинками. На них изображена живая и неживая природа.
- Будем доставать по одной картинке. С левой стороны нужно выставить карточки с объектами живой природы, а с правой - неживой.
Итог
3 мин - Вот и ключ.
(Воспитатель открывает шкатулку, в ней коллекция камней).
- Посмотрите, какие красивые и разные камни в ней лежат. А еще здесь книга о камнях. Я думаю, мы сможем узнать много интересных историй, связанных с камнями.
- Понравилось вам наше путешествие? …
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось на острове? …
- А вот и самолет уже за нами прилетел, наше необычное путешествие подходит к концу. Клад с интересными знаниями в наших руках.
Давайте скажем острову «до свидания».
Занимайте свои места в самолете. Пристегните ремни. Заводим моторы. Отправляемся в группу.
- А когда мы прилетим, сделаем заметки и зарисовки в Календаре группы о нашем необычном путешествии.