Татьяна Чиникайло
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию детей.
Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»
Возрастная группа детей: средний возраст (4-5 лет)
Цель занятия: систематизировать знания детей о частях суток, порядке их следования.
Образовательные задачи по основной образовательной области «Познавательное развитие»:
- Развивать у детей умения устанавливать порядок следования частей суток.
- Различать объекты по свойствам (цвет, форма, количество, пространственное расположение) в практических видах деятельности и играх.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в зимний лес“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Вызывать интерес к выполнению заданий, развивать навыки совместной деятельности.
Образовательные задачи по интегрируемым областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Познавательное развитие:
• Закрепить представление детей о типичных ярких признаках зимы;
• Развивать способность различать признаки зимы и обобщать их;
• Развивать умение устанавливать элементарные связи;
• Развивать логическое мышление;
• Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Социально-коммуникативное развитие:
• Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
• Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы и воспитывать культуру речевого общения;
• Формировать умение доброжелательно обращаться со сверстниками.
• Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы: поисковые действия, моделирование, рассматривание, беседа, словесная игра, дидактическая игра, игровые ситуации.
Планируемый результат:
1. Расширение кругозора детей.
2. Повышение знаний детей об окружающем по теме «Зима».
3. Совершенствование представлений о порядке следования частей суток.
4. Различение детьми объектов по свойствам (цвет, форма, количество, пространственное расположение) в практических видах деятельности и играх.
Перечень оборудования и используемых материалов:
1. демонстрационный материал: мнемодорожка «Зима», модель суток
2. оборудование: игрушка Лесовичок, фонограмма с записью голоса Бабы Яги, магнитная доска, числа от 1 до 5, сундук, валенок, рукавицы, шарф, зимняя шапка, зонт, картинки по временам суток (утро, день, вечер, ночь, 2 набора предметов для счета (зайчата, шишки, игра «Блоки Дьенеша», 3 обруча, мяч.
Перечень методической литературы:
1. «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе»
3. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в средней группе детского сада»
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для детей 4-5 лет»
5. Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»
6. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша.
Перечень художественной литературы:
1. Сказки по данной тематике: «Баба Яга», «Гуси-лебеди» и др.
2. Стихи про части суток.
3. Стихи и рассказы про зиму, Новый год.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
В помещение группы входит Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? (Ответы детей). Я внучка Деда Мороза – Снегурочка. Очень рада вас видеть. У меня есть любимая книга, вот она. Называется книга «Приметы зимы». (Дети вместе со Снегурочкой рассматривают книгу, выясняют о какой примете зимы говорится на каждой странице).
I часть «Мотивационно-побудительная»
Приглушается свет, звучит фонограмма голоса Бабы Яги:
- Ах вы, нехорошие детки! Никогда не приглашаете меня в гости! А за это вот возьму и украду у вас целые сутки, и тогда не наступит следующий день. Ха-ха-ха!
Снегурочка: Ребята, кто же, это нас пугает? Вы не знаете? (Ответы-предположения детей.
Снегурочка обращает внимание детей на сундук под столом).
Снегурочка: Ой, ребята, смотрите, какой-то сундук стоит. Интересно чей он?
Дети догадываются по картинке на сундуке, что он Бабы Яги.
Снегурочка: Интересно, что в нем? Давайте посмотрим, может быть она в нем наши сутки спрятала? (Снегурочка достает из сундука предметы: валенки, рукавицы, шарф, зимняя шапка, зонт).
Снегурочка: Интересные предметы насобирала Баба Яга, но мне кажется, что один предмет здесь лишний, какой? Почему так думаешь? (Снегурочка вместе с детьми выясняют, что все предметы кроме зонта, характерны для зимы).
Валенок по леске начинает убегать к домику-ширме, появляется Лесовичок.
II часть «Основная»
Лесовичок: Здравствуйте, ребятишки! Я – Лесовичок. Что вас привело в мой волшебный лес!
Снегурочка: Ребята, расскажите, что у вас случилось?
Дети: Баба Яга украла у нас сутки и теперь никогда не наступит следующий день!
Лесовичок: Я смогу вам помочь, но вы должны выполнить несколько заданий. Даже и не знаю, сможете ли вы с ними справиться.
1 задание: «Что изменилось?»
Детям предлагается 4 картинки для рассматривания и определения времени суток (утро, день, вечер, ночь).
Снегурочка: Ребята, что изображено на этих картинках? Они одинаковые? Чем отличаются? Почему вы так думаете?
(После выполнения задания дети получают часть суток от Лесовичка).
Снегурочка: Молодцы ребята, вот наши сутки! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад!
Лесовичок: Ой, ребята! Мне кажется, вам рано возвращаться в детский сад. Сколько у вас частей суток?
Дети: Одна.
Снегурочка: А в сутках сколько частей? Сколько еще надо получить? Давайте попросим Лесовичка помочь нам еще и остальные части суток найти.
Лесовичок: Тогда выполните еще одно мое задание.
2 задание: «Сосчитать количество предметов и отыскать нужную цифру»
Снегурочка: Для выполнения этого задания вам ребята, нужно объединиться в пары (по картинкам). Тот, у кого на картинках «снежинка» посчитают «шишки для белочки», а у кого на картинке «звездочка» будут считать «зайчиков».
Анализ: Давайте проверим, правильно ли вы сосчитали. Если нужно исправить.
Снегурочка: Лесовичок, ребята справились и с этим твоим заданием.
Лесовичок: А раз так, то держите еще одну часть суток.
Снегурочка: Ну а теперь ребята будем прощаться с Лесовичком.
Лесовичок: Погодите, разве я вам все части суток отдал? Сколько у вас теперь частей суток? Сколько еще нужно найти? Ну, а следующее задание вы сможете выполнить?
В моем сказочном лесу все сказочное. Посмотрите, кругом лежат сказочные снежинки. Они здесь разного цвета (красные, желтые, синие) и разной формы (треугольной, квадратной и круглой). И все эти снежинки вам нужно рассортировать, разложить в эти «волшебные корзинки».
Анализ: Давайте проверим, правильно ли разложили снежинки. Почему не все снежинки взяли? Исправить если нужно.
Лесовичок: И за это задание я отдаю вам еще одну часть суток, держите! Снегурочка: Ребята, теперь нам пора!
Лесовичок: Сколько у вас теперь частей суток? Сколько еще не хватает?
У меня тут для вас еще одно задание завалялось.
- А играть-то вы любите? Предлагаю сыграть вам в игру «Бывает - не бывает»
После игры отдает детям еще одну часть суток.
Снегурочка: Ребята, теперь сколько у нас частей суток? Все ли они? Давайте поблагодарим Лесовичка за то, что помог нам найти все части суток.
Лесовичок: А мне пора, задержался я с вами. Меня ждут в лесу дела!
Дети прощаются с Лесовичком.
Снегурочка: Ребята, а нам пора возвращаться из волшебного леса в наш детский сад. Но в детский сад мы попадем, если закроем глаза и назовем числа от 5 до 1.
Ну, вот мы и в детском саду.
Части суток теперь у нас. Смотрите они разного цвета и с разными краями. Что с ними делать? А давайте попробуем собрать их как пазлы.
(Дети собирают части суток на магнитной доске).
Сутки начинаются с какой части? Затем что следует? Затем? После вечера что следует? А после ночи начинается утро следующих суток.
Части суток сменяют друг друга по-порядку. То, что мы с вами собрали на магнитной доске, называется моделью суток.
III часть «Рефлексивная»
Релаксация: Что больше всего вам понравилось? Что бы вы хотели пожелать Лесовичку? (Ответы детей)