Ряскова Татьяна Вячеславна
Конспект занятия по познавательному развитию «Весёлое путешествие». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Весёлое путешествие
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно – методическая информация Содержание Примечания
1. Тема образовательной деятельности «Весёлое путешествие»
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Виды деятельности детей Познавательно-исследовательская (анализ картинок)
Игровая деятельность ( дидактические игры: «добавь словечко», «Кого вылечил Доктор Айболит», «кто лишний?», «кто где живёт?», «Кто кого любит», «составь картинку»)
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Весёлое путешествие“, Старшая группа» размещена в разделах
Коммуникативная деятельность (беседа с педагогом по содержанию картинок)
4 Методы и приёмы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приё мы Методы формирования сознания: беседа (рассказ детям о животных жарких стран и их детенышах, где они проживают и т. д.);
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: исследовательская деятельность (по внешнему виду животных, определить в каких странах они обитают в жарких или холодных); приучение (следование правилам описания картинок, упражнение (проговаривание детьми содержания картинок).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (демонстрация сюжетных картинок «Животные жарких стран»); игровые ситуации (дидактические игры «Кто где живёт», «Назови ласково»)
4. 2 Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативная: (эмпатия).
Познавательное : формировать понятие о животных жарких стран, поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
Речевое развитие : (составление повествовательного рассказа о животных жарких стран)
5 Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6 Цель Закрепление знаний детей о животных жарких стран, их детенышах, о месте проживания.
7 Задачи Планируемые результаты
• развивать мелкую моторику рук и пальцев;
• развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
• расширять и уточнять знания детей о жизни животных жарких стран, их внешнем виде и образе жизни;
• закрепить в речи детей обобщающее понятие животные тёплых стран;
• формировать навыки связной речи у детей;
• расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
• воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
- дети знают о жизни животных тёплых стран и их детёнышах;
- умеют отличать животных жарких стран от животных холодных стран по внешним признакам;
-умеет рассказать о животных тёплых стран и их детёнышах, об их образе жизни.
- сформирован бережный интерес живой природе.
8 Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Структурирование повествовательного рассказа по картинкам Использование сюжетных картинок (логика построения повествования рассказа или его фрагмента)
9 Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Изобразительный ряд: сюжетные картинки «Животные жарких стран».
Музыкальный ряд: музыкальная заставка «Чунго-чанга», «Весёлые самолётики»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, картинки с животными и местами их обитания, разрезанные картинки «Животные жарких стран».
10 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты 1. Беседа о животных жарких стран.
2. Просмотр короткометражных видео о животных жарких стран и их детёнышах, об их среде обитания.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечания
I Вводная часть
1.1 Введение в тему В группу входит воспитатель и рассказывает детям, что они отправятся в увлекательное путешествие для того, чтоб познакомится с животными жарких стран. Приложение 1
1.2 Мотивация деятельности детей Познакомиться с добрым Доктором Айболитом и животными жарких стран. 2 мин.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Выполнить упражнения для того, чтобы добраться до острова «Чунго-чанга» и познакомиться с Доктором Айболитом и животными жарких стран.
II Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретённых знаний Педагог спрашивает у детей, что они знают о животных жарких стран и об их детёнышах, об их среде обитания, дети рассказывают.
5 мин.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие на остров «Чунго-чанга». Педагог спрашивает у детей о жизни животных жарких стран, потом сам дополняет их ответы. Дети отгадывают загадки о животных жарких стран и их детёнышах.
Приложение 2
10 мин.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Дети самостоятельно играют в дидактическую игру «Кто где живёт» 2 мин.
III Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Беседа по вопросам: Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? 1 мин.
Итог: 20 мин.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Создание выставки подделок животные жарких стран. в группе
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Нетрадиционная техника рисования «Львёнок»
2.2 Ребенок по приглашению педагога дидактическая игра «Кого вылечил Доктор Айболит»
ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТУ 1
Психогимнастика
Представьте, что вы попали в холодные страны, вас окружают огромные льдины, вокруг много снега, дует сильный, холодный ветер. Изобразите как вам холодно. А
А сейчас вы попали в жаркие страны.
Подставьте своё лицо солнцу, также руки, ноги. Вас обдувает тёплый, лёгкий ветерок. Вы вдыхаете аромат спелых фруктов. Где вам понравилось в жарких или холодных странах?
Воспитатель: Эти страны находятся очень далеко. Чтобы до них добраться нужно, перебраться через высокие горы, пересечь моря и океаны.
Как вы думаете на чё м можно добраться: на поезде, на пароходе или самолете?
Дети: на самолёте.
Самолёты
Вот стоит наш самолёт.
Заводи мотор пилот
Масло двигатель качай
И скорее улетай,
А теперь назад спеши,
Огоньки свои туши.
Наш моторчик замолчал
Самолётик наш устал.
ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТУ 2
Дидактическая игра «Добавь словечко»
Воспитатель: Мы с вами почти добрались. Возьмите в руки бинокли (изображают, что держат в руках бинокль, посмотрите показался остров «Чунго-Чанга»
Вы хотите попасть на остров «Чунго-Чанга»?
Ребята, на нашем пути река. Посмотрите как она бушеет. (воспитатель достаёт бутылку из реки.)
Это нам кто-то послание прислал. Послушайте, я прочту.
«Ребята вы попадёте на остров, если правильно и быстро добавите слово»
В Африке живут ловкие, хвостатые (обезьяны)
В Африке живут большие, толстокожие (бегемоты)
В Индии живут огромные, сильные, толстоногие (слоны)
В Африке живут пятнистые, длинношеие (жирафы)
А также выносливые, двугорбые (верблюды)
Ещё живут сильные, желтогривые (львы)
Ребята, посмотрите, река успокоилась и разрешает нам пройти.
Загадки
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
КРОКОДИЛ
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче…
ЛЕВ
Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный.
Только смотрит строго,
На носу — два рога,
На ногах копыта - от врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский.
НОСОРОГ
Рассмешит всех без обмана
Мастер в построеньи рож!
Уморителен! Но все ж,
Сей циркач на нас похож!
Кто же это?.
ОБЕЗЬЯНА
Он большой и очень сильный,
Очень мощный и красивый.
Всем знаком в Саванне он,
Кто же? Африканский.
СЛОН
Полосатый, как матрац,
В клетке он живет сейчас.
С виду вроде ласковый,
Но гляди – опасен он!
И ему в неволе
Нынче не до игр,
И рычит невольно
На прохожих.
ТИГР
Очень медленно ползёт,
Долго, говорят, живёт.
Голову втянув от страха,
Скрылась в панцирь.
ЧЕРЕПАХА
Она, как змейка,
В траве мелькает
Хвостом виляет.
Хвост оборвет,
Другой наживет.
ЯЩЕРИЦА
Я его увидел в книжке,
Подскажите мне, детишки,
На носу — огромный рог,
Знаю, знаю — …
Ответ: Носорог
У него огромный рост, есть ещё и мелкий хвост,
Впереди такая штука, что облиться нам – не мука.
Кто же это? Кто же он? Ну, конечно, это …
Ответ: Слон
Он на дно сейчас прилег,
Многоножка …
Ответ: Осьминог
Сидит он в клетке — и приятен,
На шубке много черных пятен.
Сам — хищный зверь, хотя немножко,
Похож на миленькую кошку.
Ответ: Леопард
На чудо-коняшке пестреет тельняшка.
Ответ: Зебра
Ну что за вид у них чудной?
У папы — локоны волной,
Мамаша ходит стриженой. За что она обижена?
Бывает, часто злится, на вид сурова …
Ответ: Львица
Подскажите, это кто ходит в костяном пальто?
Ответ: Черепаха
Что за птичка, ох и ах!
Пестренькая крошка.
Меньше всех на свете птах,
Чуть крупней горошинки.
Ответ: Колибри
Эта птица больше всех,
Не летает, просто смех!
Хоть она и не порхает,
Может бегать тут и там.
Перья птицы украшают
Шляпки девочек и дам.
Ответ: Страус
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан.
Ответ: Жираф
До чего нарядный хвост –
Пышный, разноцветный.
Он сверкает ярче звезд
В парке заповедном.
А хозяин - чудо-птица –
Оперением гордится.
Ответ: Павлин
Любит он среди саванны
Принимать в озерах ванны.
Только ноздри-то и видно
Над водой, снаружи.
Зверь большой, но безобидный,
Очень неуклюжий.
Ответ: Бегемот
Это птица жарких стран,
Есть под клювом чемодан.
В нем пернатый рыболов
Сохраняет свой улов.
Ответ: Пеликан
Я лошадка, но не та,
Что бежит в упряжке.
Я от носа до хвоста
В меховой тельняшке.
Ответ: Зебра
Пройдёт он, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав,
Ведь выше всех зверей …
Ответ: Жираф
Извивается веревка,
На конце ее - головка.
Ответ: Змея
Посмотрите-ка, бревно. Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, так опасен …
Ответ: Крокодил
Да, я горбатый, но нравлюсь ребятам.
Ответ: Верблюд
Воспитатель: Мы на чудо острове и нас кто-то ждёт (обращает)
Дидактическая игра «Кого вылечил Доктор Айболит?»
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Список литературы
1. О. В. Дыбина «Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе»
2. Интернет ресурсы: .Окружающий мир «Животные жарких стран». Издательство «Страна Фантазий» 2006год.
3. Окружающий мир «Животные жарких стран». Издательство «Страна