Любовь Толстолуцкая
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Зима на Белгородчине» в соответствии с ФГОС (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима на Белгородчине»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
ЦЕЛЬ: - сформировать обобщенное представление детей о зиме в родном краю: состояние неживой природы, состояние живой природы, растительный мир, животный мир, труд людей, зимние забавы детей.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ „Зима на Белгородчине“ в соответствии с ФГОС (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Обучающие: - учить детей самостоятельно добывать знания о зимних природных явлениях родного края, выявлять их взаимосвязь с жизнью человека, растительного и животного мира.
Развивающие : - обогащать активный словарь детей; учить их замечать красоту зимнего пейзажа родного края; развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь.
Воспитательные: - воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое мнение, отстаивать свою правоту, работать в группах, делать обобщающие выводы, делиться своими знаниями с другими.
Материалы: Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Зима в родном краю», наборы картинок с изображением птиц, диких зверей, звуковая палочка, картинки формата А-4 с изображением зимнего леса и южных стран, берлоги. Фотоальбом «Хороша зима в краю родном!»
Словарная работа: зимние забавы, пейзаж родной природы.
Форма образовательного ресурса (ООД) направлена на путь, ведущий детей к знанию – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ход ООД
I часть
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей)
Воспитатель – ребята, а вы хотели бы сегодня побывать исследователями?
Тогда нам нужно разделиться на 5 команд и подойти к наиболее понравившемуся исследовательскому пункту.
Задания разделены на 5 блоков (5 столов, для создания условий сотрудничества детей в группах.
1-й блок будет исследовать жизнь птиц зимой;
2-й блок – зимовье зверей;
3-й блок – растения зимой;
4-й блок – труд людей зимой;
5-й блок – зимние забавы.
- Ну, тогда усаживайтесь удобнее, нам с вами предстоит интересная работа.
- Давайте вместе вспомним, какое сейчас время года, месяц, число.
- Верно, сегодня 8 февраля, а за окнами хозяйничает белоснежная волшебница ЗИМА.
- Ребята, а как вы думаете, почему я назвала зиму волшебницей?
- Да, верно, она может превращать воду в снежинки, сковывает реки и озера льдом, украшает оконные стекла морозными узорами.
- А что же ещё бывает зимой?
- Звук волшебной палочки поможет нам вспомнить и окунуться в волшебный мир зимы нашего родного края.
3 раза звучит волшебный звук палочки.
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивировка к действиям
Появляется Незнайка, в летнем костюме, очках, с сачком и ковриком для загорания (напевает).
– Доброе утро, Незнайка. А куда это ты собрался?
Незнайка – Да пойду, позагораю.
– Как позагораю, ведь на улице зима!
Незнайка – Да ну её – эту зиму, скучная она какая – то. Ничего интересного зимой не бывает. То ли дело ЛЕ-Е-Е-Е-то!
- Да, что ты, Незнайка! Разве может зима быть скучной?
- Ребята, а вы с Незнайкой согласны?
- А что мы можем ему предложить, для того чтобы он изменил свое отношение о русской зиме?
- Ты вовремя пришел, мы с ребятами, как раз собираемся вспомнить, что интересного бывает зимой. Оставайся с нами, ты узнаешь много нового. А ребята тебе помогут.
Слайд 1 – 4
Зима в наших краях, длится три месяца, как и другие времена года – это декабрь, январь, февраль (дети дают их характеристику).
Декабрь (слайд 1)
- Про декабрь говорят «Год кончает – зиму начинает», 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь во всем году. В декабре всеми любимый праздник Новый год.
Январь (слайд 2)
- Январь - середина зимы. Многие звери спят в глубоких норах и берлогах.
Февраль (слайд 3)
- Февраль - самый холодный месяц. А для птиц и зверей и голодный, потому, что запасы кончаются.
Но зима приближается к концу, день становится длиннее, ночь – короче.
Зимние пейзажи Белогорья (слайд 4)
- Обворожительно красива природа наших краев под белоснежными шапками искристого снега. Многие художники пишут зимние пейзажи отображающие красоту родной природы.
Дети рассматривают фотоальбом «Хороша зима в краю родном!»
Слайд – 5 - 6
Загадки о зиме: снег, лед, снежинки, мороз, метель, вьюга, сугробы. Обобщение – зимы в наших краях холодные, температура зимой низкая, доходит до – 20 - 30% С – ниже 0, идет снег, метет метель, наметает сугробы, реки мороз сковал льдом, бывает гололедица, деревья покрываются инеем.
Физкультминутка:
Снег сегодня шёл с утра (руки сверху вниз опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках наклонились вниз)
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)
II часть – работа в блоках
Далее начинается работа в группах.
У детей, работающих в первом блоке, на столе разложены картинки с изображением птиц.
- Воспитатель - Ребята, а зимой мы можем увидеть птиц?
Давайте вместе вспомним, каких мы встречаем птиц зимой в наших краях, а каких нет.
А разобраться в этом нам поможет игра.
Игра – «Птицы нашего края»
Детям предлагается выбрать по одной картинке с изображением птиц обитающих в наших краях.
Затем воспитатель объявляет, что пришла зима, и предлагает найти свое место обитания. Дети, выбравшие перелетных птиц, подходят к картинке изображающей «ЛЕТО», зимующих, к картинке «Зима».
Вопросы к детям:
- Назови свою птицу.
- Почему выбрал ее?
- Почему выбрали именно это место обитания?
- Как называют птиц остающихся зимовать в наших краях?
- А тех, которые улетают в теплые края?
- А почему они улетают?
- Где прячутся зимой насекомые?
- Кто заблудился?
Слайд 7 (птицы Белгородчины)
Дети первого блока делают обобщение: Зимой в наших краях зимуют птицы, которые могут добыть себе корм – это – дятел, снегирь, воробей, синица, голубь, ворона, поползень. Зимой им холодно и голодно. Люди помогают птицам перезимовать. Делают для них кормушки, подкармливают птиц.
А птицы, которые питаются насекомыми – улетают на юг, в поисках корма, это – скворец, ласточка, соловей, жаворонок, аист, мухоловка.
Работа второго блока заключается в следующем:
На столе расположены картинки с изображением животных разных стран. Ребятам предлагается отобрать только диких зверей, обитающих на Белгородчине.
Далее проводится Игра - «Зимовье зверей»
Дети с изображением зверей, которые зимуют в спячке подходят к картинке, на которой изображена берлога. Остальные к картинке, на которой изображен заснеженный лес.
Вопросы к детям:
- Назови, у тебя какой зверь?
- Почему выбрали берлогу?
- Почему выбрали лес?
- Чем эти звери питаются зимой?
- Кто заблудился?
Дети, работающие во втором блоке, делают обобщение:
В лесах нашего родного края обитают: волки, лоси, медведи, белки, лисы, кабаны, зайцы, ежи.
Медведи, ежи, лягушки проводят зиму в спячке. Остальные звери приспосабливаются к холодной зиме. Зайцы и белки меняют цвет шерсти, шерсть становится более густой, теплой. Труднее всего зимой приходится зайцам, потому что им трудно добывать корм, а ещё у них много врагов: лиса, волк.
Слайд 8 (зимовье зверей)
- А растения зимой растут? Почему нет?
Работа третьего блока
Слайд – 9 (строение дерева зимой)
Дети рассматривают на экране строение зимнего дерева.
Совещаются и делают вывод.
Растения зимой не растут, потому что земля мерзлая они не могут впитать корешками влагу.
- Кусты и деревья зимой спят, отдыхают.
- Почему деревья на зиму сбрасывают листья?
- Осенью становится меньше света, тепла, листья становятся сухими, вялыми, ветер их срывает с деревьев. К зиме деревья перестают питаться и расти. Мерзлая земля не позволяет корням питаться. Деревья не погибают, а просто отдыхают.
Кроме того, на каждом дереве есть панцирь – прослойка под кожицей ствола, оберегающая растения от мороза. Чем старше дерево, тем толще прослойка. Но лучше всего защитит от мороза пушистое снежное покрывало.
- Как мы на участке оберегаем наши деревья от мороза?
- Укутываем снегом.
Работа четвертого блока - Труд людей зимой
- А что же зимой делают люди, отдыхают или тоже впадают в спячку?
Слайд – 10 – 12
Ребята с опорой на слайды на экране рассказывают, чем занимаются люди зимой.
- Взрослые ходят на работу, школьники в школу, а маленькие дети в детский сад, только они тепло одеваются.
- Ходят в магазины за продуктами.
- Люди расчищают снег около своих домов.
- Утепляют стволы деревьев от вымерзания снегом.
- Подкармливают зверей и птиц.
- Мастерят кормушки для птиц.
Дети, работающие в пятом блоке, с опорой на слайды рассказывают о своих любимых зимних забавах и развлечениях.
- Зимой много снега, и можно кататься на санках с горки.
- А я люблю кататься на лыжах.
- А можно кататься на коньках.
- А я люблю лепить снеговиков и разные крепости из снега.
- Можно играть в снежки.
- А еще зимой бывает любимый праздник Новый год.
ИТОГ
- Незнайка, расскажи, что ты сегодня узнал интересного о зиме на Белгородчине, а ребята тебе помогут.
Незнайка: Зима на Белгородчине длится три месяца. Она холодная, снежная, но красивая.
Трудно зимой зверям и птицам, но им помогают пережить зиму люди. Они делают кормушки для птиц и зверей и раскладывают корм. А еще люди одеваются в теплую одежду, чтобы не замерзнуть, утепляют стволы деревьев от вымерзания снегом. Зимой весело, можно играть в веселые игры, лепить из снега. Зимой праздник Новый год, а у кого-то день рождения.
- Ребята, а вам понравилось быть исследователями?
- Что больше всего понравилось?
- Чт
- А мне понравилась ваша отзывчивость, вы помогли Незнайке изменить свое мнение о русской зиме. Вы дружно работали в группах, не перебивали друг друга, а наоборот слушали и дополняли ответы товарищей.
Рефлексия со смайликами
На столе разложены веселые и грустные смайлики. Детям предлагается выбрать смайлик.
Я выбираю веселый смайлик, потому, что мне понравилось помогать Незнайке. А грустный – не понравилось.