Ольга Гиль
Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы, зимующие с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация Примечание
1. Гиль Ольга Петровна
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей Познавательно-исследовательская деятельность
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Птицы, зимующие с нами
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Птицы, зимующие с нами“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Мотивация деятельности и целеполагание с помощью чтения художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; «Про птиц и зверей» В. Бианки и др. Беседы о домашних, перелетных и зимующих птицах, рассказ о зимующих птицах
Объяснение темы с помощью учебника и методических рекомендаций
Наблюдение за птицами на прогулке
Игровая деятельность (передаем мяч который «превращается в птицу» Для того, чтобы дети поняли как важна птицам наша забота о них)
Планировании задания, с помощью учебника, методических рекомендаций, интернет – ресурсов
Оперативное стимулирование с помощью ознакомления с окружающим миром на прогулке
Практическое конструирование кормушки. С помощью подручных мате-риалов
Контроль и регулирование последовательности выполнения кормушки
Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции (понравились ли птицам наши кормушки)
3. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность)
«Речевое развитие» (лексика, грамматический строй речи, произноси-тельная сторона речи; связная речь – диалогическая и монологическая формы)
«Социально-коммуникативное развитие» (трудовая деятельность).
«Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность)
4. Возрастная группа: Старшая группа
5. Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности
6. Задачи:
6.1 Развивать навыки установления причинно-следственных связей в приро-де в процессе изучения особенностей обитания зимующих птиц
6.2 Формировать представления детей дошкольного возраста о местах обитания и видах зимующих птиц
6.3 Формировать охранно-созидательную позицию ребенка в отношении при-роды родного края
7. Планируемые результаты:
7.1 Любознательность и интерес к жизни и среде обитания различных видов зимующих птиц
7.2 Потребность и навыки в организации бесед по поводу зимующих птиц
7.3 Эмоциональное восприятие и сопереживание птицам, зимующим с нами
7.4 Проявление положительных эмоций, активность детей в процессе коллективной деятельности по организации «птичьих столовых»
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Магнитофон с аудиозаписями;
Аудио записи голосов птиц;
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, снегирь, предметные картинки, изображение кор-мушки, мяч;
Материал для аппликации: листы бумаги, ножницы, клей;
Мешочек с кормом, который, подходит птицам, и корм, вредный им
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание картинок с птицами, прослушивание записей с голосами птиц, чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; «Про птиц и зверей» В. Бианки и др. Беседы о домашних, перелетных и зимующих птицах. Рисование птиц.
Конспект занятия
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной си-туации) Есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него есть еда – вкусная сосновая хвоя. Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели. Клесты — небольшие птицы плотного сложения с довольно длинны-ми и узкими крыльями, короткими толстыми ногами, длинные и сильные пальцы которые вооружены длинными острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением, сильно различающимся по полу и возрасту. Окраска взрослого самца от малиново-красной до красно-оранжевой, кое-где бурый налет, особенно в передней части спины. Самка зеленовато-серая, со слабым желтым налетом, поясница и надхвостье зеленовато-желтые. Крылья во всех нарядах почти монотонно бурые. Также есть такие птицы, которые в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К зимующим и кочующим птицам относятся : снегирь, щегол, чиж, дикие голуби, воробьи, грачи.
1.2 Мотивация деятельности детей Мы с вами научимся делать кормушки для птиц, которые им понравятся, научимся правильно выбирать место и подбирать безопасный материал для кормушки, чтобы не навредить птицам
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Изучить особенности птиц, особенности кормушек для каждого вида, особенности корма, чтобы помочь им в трудное зимнее время.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Какие птицы улетают в теплые края, а какие остаются? Почему? Чем питаются эти птицы? Где птицы добывают корм? Как мы можем помочь этим птицам? А какие птицы прилетят к кормушке? Отгадайте загадки:
Серых перьев комочек
На морозе продрог
Скачет по дорожке,
Собирает крошки
(воробей) Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Кто узнал ее? (синичка)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
(снегирь)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Клёст)
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Кормушки для птиц имеют разные конструкции : кормовые столики, лотки, кормушки-домики, застекленные или бункерные кормушки, самовысыпающиеся кормушки из бутылок, кормушки-булавки, кормушки крючки, и кормушки оригинальной конструкции. Кормушки для птиц следует располагать подальше от проезжих дорог и людных мест - среди деревьев и кустарников, подход должен быть с одной стороны. Нужно следить, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало корм ветром. Корм дол-жен быть всегда свежим – от испорченного корма птицы могут погибнуть. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Ребята, а чем не нужно кормить птиц?
Физкультминутка: Вот под елочкой зеленой Весело кричат вороны: кар-кар-кар (быстро и громко) Целый день они кричали, Спать ребятам не да-вали: кар-кар-кар (медленнее и тише) Только к ночи умолкали. И все вместе засыпали: кар-кар-кар (медленно и тихо).
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Рассказ: Вокруг нас живут наши маленькие и верные друзья, которых мы порой не замечаем, но каждый день они выполняют свою нелегкую работу, избавляя нас от огромного количества насекомых и вредителей. Но и у них бывают времена, когда им приходится нелегко. В такие минуты чело-век должен прийти к ним на помощь и приходит. Какие трудности испытывают птицы зимой? Беседа о птицах : Как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее : холод или голод? Почему? Все вы знаете, что с наступлением зимы выпадает много снега, как вы думаете, это хорошо или плохо? А теперь скажите мне, выпало много снега, стало холодно, а где птицы будут добывать корм?
Ребята, а чем питаются птицы? (семечками, зернышками, хлебными крошками)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Что делали? Зачем? Как нам это удалось? Что нового узнали? Опишите анализ деятельности детьми.
Ребята сегодня мы с вами сделали очень доброе дело – мы с вами научились делать кормушки для птиц. Ведь мы с вами знаем, как тяжело пере-нести зиму птицам, и мы должны помочь им перезимовать. И они нас за это обязательно отблагодарят.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Кормушки особенно нужны зимой. В это время года птицам не хватает корма и незамершей воды. Кормушки облегчают птицам поиски еды, а это значит, что они будут тратить меньше сил, что может сохранить им драгоценную энергию, а значит и жизнь.